Мысли писателя Михаила Веллера

Игорь Гарин: литературный дневник

Нас ждут вспышки насилия, развал РФ и бегство лидеров за границу.
Власть — это политический портрет народа.
Русский народ заслужил Путина.
То дерьмо — мы, народ. И так нам и надо. И имеем то правительство, которого заслуживаем. И в конце тоннеля — не то расстрельная стенка, не то свечение болотного газа над обрывом. И провались оно всё пропадом. Потому что когда совести нет у людей, делающих культуру — тогда скоро не будет вообще ничего.
Русский национальный дух при Иване Грозном был: раболепие, покорность, страх. И — глумление опричнины. Власть стала абсолютной и сломила всех. Понятие чести отсутствовало в принципе. Раболепную преданность возвели в принцип. Протест давился в зародыше, и выпалывалось все кругом. Возможен был только приказ сверху и послушание снизу. И сбежал к черту в Польше весь экспедиционный корпус во главе с Курбским! Плюнули рабы на рабскую родину!
И вывели за века генетического колхозника, человека стада. Распыление ответственности. Конформизм. Покорность. Уравниловка. Отсутствие инициативы. Готовность принять власть над собой со стороны. Артель? Скорее быдло! Как надо презирать свой народ, чтобы объявлять смесь этих черт «национальным русским духом»! Такой анализ жутко должен был нравиться товарищу Сталину при создании колхозов. «Pecпублика». «Общее дело». Это русские изобрели?! «Общинность» русского народа происходит из двух моментов: отсталости на несколько веков от Европы, где та же общинность была под дворянами ранее, — и скудоумия «ученых», которые должны были какими-то «писаниями» оправдать свои зарплаты и места в университетах.
Русские ощущали себя великими только в том плане, что Держава огромна и танки быстры. Но внутрене, интуитивно, быдло ощущало свою ущербность.
Доходы теперь перераспределяются так, чтобы верхушка получала настолько много, насколько можно, а низам давали бы настолько мало, насколько можно.
Под КГБ, под палкой и страхом, за спецпаек в полицейском государстве — все может!... А просто на заводе, просто за зарплату и премию — ни хрена хорошего не выходит.
Русский все-таки задет тем, что несправедливо размещен на обочине праздника жизни.
И одной из черт национального духа совершенно оформилась непобедимая тяга к воровству... Исконно — князья обирали народ, а народ поворовывал где мог компенсируя чрезмерные потери и действуя в том же духе посильного самообеспечения… СТАЩИТЬ — УДАЛЬ РАБА... РУССКАЯ НАРОДНАЯ МОРАЛЬ ВОРОВСТВО НЕ ОСУЖДАЛА.
О главном, что и характеризует «загадочную русскую душу», мы сейчас и скажем. ИМПЕРСКИЙ РАБ. И была великая Российская Империя. И ее апофеоз — Империя Советская... Полумиру мы диктовали волю, шестой частью суши владели, пол Европы подгребли под руку с автоматом... А сами мы при этом оставались рабами. Нищими бесправными рабами. Нищие бесправные рабы совокупно были величайшей и грозной Империей мира… Вот это сочетание комплексов — ВЛАДЫКА МИРА, НО РАБ ВСЕГО ВОКРУГ — это потрясающее сочетание и есть эксклюзив русского национального духа.
Если национальный русский дух не включит в себя убежденность в возможности достижения справедливости и в высшей ценности справедливости, в ее высшем смысле, — цена этой стране дерьмо.
Какая духовность, когда мы первые по брошенным детям и на душу населения среди цивилизованных стран, первые по смерти от наркомании, первые по СПИДу? Какая духовность, когда у нас воруют больше, чем в любой западной стране, когда у нас пропасть между богатыми и бедными больше, чем в любой цивилизованной стране? О какой духовности вы говорите? Это всё совершеннейшая глупость, это промывание мозгов.
Генезис тоталитарного государства таков, что всегда, наряду с внутренней агрессивностью, включает в себя внешнюю агрессивность.
Интеллигенция не стеснялась кормиться из этих рук, которые поносила за то, что она кровавые, тоталитарные и т.д. Это, простите, пожалуйста, собачьи охвостья.
Чиновник не может иметь больше мозгов, чем велено начальством.
Мы движемся к закукливанию, вариант Северной Кореи. С чем мы все друг друга можем и поздравить. Интернет лишний… Когда они покончат с Интернетом, следующим номером стоим мы с вами… Потому что радио «Эхо Москвы» будет уже каким-то странным рудиментом, павлиньим пером в спине бронтозавра.
А пока народ, ненавидищий украинских фашистов, американских империалистов и пятоколонных нацпредателей, развернет свою обострившуюся ненависть на тех, кто доведет его до нестерпимой и несправедливой бедности — всегда можно что-то придумать.
Народ далеко, он полуабстрактен за стенами твоего коттеджного поселка и цепями охраны, с ним не пересекаешься ни за столом, ни в магазине, ни на улице. Он не опасен, пока миллионы не вышли на площадь. А это — уже фашизм! На законную власть! Поднять окровавленную руку! Припугнуть так, чтоб при мысли крамольной штаны мокрели! Да у них страх и покорность в генах сидят, вожачков прищучил — и тишина.
Мы имеем свои интересы. Почему под интересами понимается вооруженное вторжение, это уже следующий вопрос.
За последние полгода замечательно раскололи российское общество, замечательно натравили одну часть на другую. А принцип «разделяй и властвуй» знали еще в древнем Вавилоне.
Для восточно-славянских народов, для русских, белорусов, украинцев демократия как форма самообразования государства несвойственна. Вот как ты демократию ни устраивай, проходит 10 лет или 25, и опять получается авторитарный режим с самым крутым бандитом…
Никогда Россия не будет демократическим правовым государством. Тысяча лет истории не дает оснований для прекраснодушных иллюзий. Ты можешь мечтать и хотеть, бороться и добиваться, но ты не должен быть идиотом. Таково социальное качество народа. Есть гении и трудоголики, меценаты и святые, но собравшись вместе со всеми, они имеют в результате то, что все мы и имеем.
Вместо знания тебе забивают мозг пропагандой.
Безмерная по цинизму ложь стала нормой жизни.
Те, кто призывает затягивать пояса, еще не собрался отказываться от своих дворцов.
Вместо того, чтобы строить процветающую страну, построили политтехнологию.
Русские ощущали себя великими только в том плане, что Держава огромна и танки быстры. Но внутренне, интуитивно, быдло ощущало свою ущербность.
Русские чувствовали себя хозяевами мира! И одновременно бесправными перед любым чиновником, любым мельчайшим представителем государства! Не то что милиционером — перед кассиром, таксистом, продавцом, вахтером, паспортисткой, сантехником!
Потрясающее сочетание великодержавной гордости — и рабской покорной униженности!
Необыкновенно показательно понижение цен на водку. Задобрить массы! Выпьют — расслабятся. Партия заботится о нуждах народа! Со времен Владимира Крестителя выпивка есть главная духовная скрепа народа — это его Ода к радости!
Крымнаш превращается в намкрыш.
Точек зрения должно быть две. Одна — правильная, которая установлена сверху, и вторая – враждебная, которая заслуживает уголовного преследования.
Когда в 37-м году, начиная с товарища Хрущева посылали депеши в Кремль Сталин, чтобы им увеличили норму расстрелов, повысили квоту — можете себе представить себе этих милых убийц. И вот сейчас, по мнению КПРФ и уважаемого товарища Зюганова я — русофоб. Вот то, что я говорю, что Хрущев просил увеличить квоту на расстрелы — это означает, что я очерняю советскую действительность, и тем самым я — русофоб. Они все, кстати, не русофобы, когда Советский Союз никто не защитил ни единым жестом, понимаете.
Если сказать, что расстреляли примерно — точной цифры никогда не будет — 60 тысяч человек после взятия Крыма и расстреляли предательски, потому что Фрунзе гарантировал всем жизнь и неприкосновенность, а после этого Троцкий и Ленин сказали: «Ты что, вообще, Миша, с ума там сошел?!» Расстреляли всех. Отправили двух кровавых псов под названием Белла Кун и Розалия Землячка — и расстреляли всех. И вот поэтому я русофоб. То есть, которые расстреливали, они были очевидно русофилы, а я после этого русофоб.
Вот это замечательное открытое письмо обществу и государству от Геннадия Андреевича Зюганова, где он, по сути, приравнял антисоветизм к русофобии и, как, мне кажется, подвел некую базу под принятие, возвращение статьи «за антисоветскую агитацию и пропаганду» — по сути, это такое предложение.
Собирание «русского мира» теперь, к сожалению, вступило не то, что в обратную стадию – эффект противоположный. Лукашенко выразился впрямую тонким голосом: «Если я услышу от кого-нибудь, если мне кто-нибудь заикнется про этот «русский мир», то чтобы все знали, что Белоруссия есть и останется независимой. Если сапог хоть одного оккупанта, любого — я подчеркиваю: любого — ступит на землю Белоруссии, то мы до последней капли крови…»
90-е годы по сравнению с нынешним временем прекрасны были тем, что присутствовали надежда и перспектива. Было трудно, было голодно, братва рулила, но надежда и перспектива, что еще несколько лет и всё будет отлично, всегда присутствовала. Сейчас гораздо более сытно, стабильно, а вот насчет надежд и перспектив, так никто даже никакой программы так и не изложил.
Когда человек становится частью толпы, интеллект исчезает. В действие вступают другие законы. Вот у нас на уровне социума, народной толпы другие законы, по отдельности почти все умные, порядочные, трудолюбивые. И истинные патриоты в хорошем смысле слова. Собираешь вместе и подай им царя хоть сдохни.
Вам не полагается знать. Вам достаточно знать, что американцы сволочи. Это то, что вам нужно знать твердо. Которые лезут во все места. Все остальное вам знать не полагается. Мы всегда правы, они всегда нет.
Басни о духовности — компенсаторный самообман криворукого с вывихом мозга.
В тысячелетней истории России не было свободы — нечего и привыкать.
У нас редкий талант устраивать себе государство столь милое, что потом выпучиваем глаза, кряхтим и воздух выпускаем с тонким жалобным звуком.
Уехав в другую страну — любой из нас способен адаптироваться в ту систему. А вот создать самим такую же — шалишь.
Как должны относиться нормальные люди в цивилизованных странах к известию о том, что руководители огромной страны неизвестно на какие средства строят себе сумасшедшие дворцы, покупают виноградник и виллы, семьи устроены за границей в сумасшедших пентхаусах в то время, как страна на 108-м месте по здравоохранению?! Ничего кроме презрения к стране, ну, и заодно презрения к народу, который его населяет, это вызывать не может. А вы говорите, «пятая колонна».
Абсолютно бездарное политически и экономически руководство, разворовавшее и развалившее богатейшую страну, превратившее во врагов всех соседей — это руководство имеет две характерные особенности. Во-первых, обладая ментальностью и мировоззрением спецслужб, Кремль склонен объяснять свои политические провалы исключительно конспирологическими версиями. Во-вторых, нынешний Кремль — это некий Идеальный Потребитель: он тратит все силы и ум, чтобы присвоить и использовать всё, до чего может дотянуться. Он бы охотно приватизировал лед Антарктиды и леса Амазонки: пригодятся.
Совковое хамство сидит в мозгу костей большинства даже так называемых «культурных людей». Ментальность плебея, деревенского старосты, мастера из пролетариев.
С хамством на Руси всегда был караул, ибо государство делало с частным человеком что хотело. Государев холоп по полной оттягивался на просителе, подчиненном, бесправном мещанине. Но известное благородство правящего сословия в 1917г. сменилось хамством вчерашних люмпенов, а известные свободы общества — тоталитаризмом.
Все хамили бедному человеку, ибо все и со всех сторон было тоталитарно-государственным, свинцово-всевластным, глумливо-бездушным.
Хамство — чаще всего в быту — проявление невроза. А невроз оттого, что не в силах человек решить свои проблемы по суду, по договору, по справедливости, по кодексу. И должен терпеть, молчать, лизать, если хочет добиться своего.
Социальный невроз — реакция психики на неразрешимую социальную несправедливость и безнадежность. Хамство — это выход раздражения, заправленного в человека неправильной, неоптимальной, негуманной стрессирующей средой. А уж ее в России — завались!
Мало того, что пришедший Хам принципиально похерил вежливость и приличные манеры как атрибуты враждебного класса. Мало того, что в тоталитарном государстве все были униженные и оскорбленные как частные лица, но уж отыгрывались в социальной роли лица государственного на всех, кто попадал в зону хоть малейшей от них зависимости. Мало всего этого! Кассирша, уборщица, таксист, носильщик — любой мог обхамить тебя в любой миг в радиусе голосовой связи.
Хамство означает: я унижен в своей стране, я не могу это изменить, я от этого страдаю, ну так и ты пострадай, сука, не велик барин. Милиционер, чиновник, работодатель — будут хамить, и человек глотает, ибо не проглотит — сделает себе много проблем.
Хамство есть порождение дискомфортной для людей социальной системы общежития, где им, людям, нервно, несправедливо, обидно, нестабильно.
Вот таким плебеям нужен царь грозный, чтоб — матюгом и в морду, батогом и по хребту, чтоб знал смерд свое место. Ибо приличного обращения хам не понимает.
Русская власть эксплуатирует свою страну и народ более беспощадно, цинично и всесторонне, чем это сумели бы делать зарубежные колонизаторы.
Самоуничтожение, самовывоз всего своего добра к стратегическим противникам, добровольное национальное предательство правящей элиты огромной и богатейшей Империи — беспрецендентны в истории. То есть второго подобного примера в мировой истории не существует. Вообще не существует.



Другие статьи в литературном дневнике: