Индустрия отравлений

Игорь Гарин: литературный дневник

Яд как универсальное средство решения всех проблем: Самые известные отравители в истории


Все люди решают свои проблемы по-своему. Чаще всего, конечно, эти решения согласуются с законом и правилами человеческой морали. Но история знает примеры персон, которые не обращали внимания на такие мелочи. В этом обзоре – рассказ о судьбах знаменитых личностей, которые не стеснялись при выборе средств и имели особый «фирменный стиль» решения проблемных вопросов.


Гай Юлий Цезарь Август Германик, известный под именем Калигула, за неполные 4 года своего правления успел оставить о себе очень яркую память: ему приписывают, пожалуй, все известные грехи. Пристрастие к ядам называют одним из главных «хобби» императора-тирана. Занимался он этим вопросом не только ради достижения политических целей, но и просто из любопытства – как настоящий исследователь, составлял новые составы ядовитых веществ и испытывал их на рабах.


Считается, что Калигула отравил гладиатора, который раздражал его своей известностью. Для этого император лично решил вмешаться в лечение легко раненого бойца. После смеси «лекарств», вложенных в рану, гладиатор очень быстро перестал досаждать тирану. Есть мнение, что ради обогащения корыстный правитель заставлял своих приближенных писать наследство в его пользу, а затем слегка «ускорял» события.


После смерти в покоях императора нашли огромный сундук с ядами. Множество пузырьков были тщательно рассортированы и подписаны. Многие – по имени тех людей, которые испытали на себе их действие.


Локуста осталась в истории как римская профессиональная отравительница. Она была замешана во многих «громких» трагедиях своего времени. Надо сказать, что использование ядов в древнем Риме было очень распространенным способом решения проблем. Настолько распространенным, что знатоки ядов практически были официальными «помощниками» многих влиятельных людей. Как ответная мера возникла даже профессия прегустатора – человека, пробующего пищу.


Считается, что услугами Локусты пользовалась еще Агриппина – мать Нерона. В лучших традициях «Игры престолов» эта властолюбивая женщина расчищала путь к власти для своего сына, не стесняясь в средствах. Первой известной жертвой Агриппины и Нерона стал его предшественник на троне Клавдий. Яд был подмешан к любимому блюду императора – грибам. У Клавдия началась рвота, и, желая помочь, ему подали «рвотное перо». Однако оно тоже было пропитано ядом.


Следующее отравление, изысканное по своей задумке, было совершено для удаления главного соперника на пути к трону – сводного брата Нерона Британника. Молодому человеку специально подали слишком горячую пищу, которую попробовал прегустатор. Еду решили охладить, разбавив водой, в которой как раз и был яд. После этого случая Локуста получила богатое имение и учеников.


Дальше 17-летний Нерон 3 раза пытался отравить свою любвеобильную мать, но поняв, что она постоянно принимает противоядие, просто организовал ее убийство. Агриппину закололи мечом.


Во время правления Нерона множество людей были отравлены императором из-за своих оплошностей или просто потому что надоели ему. Судьба распорядилась так, что самому умереть от яда, приготовленного Локустой, императору-отравителю не удалось, хотя именно этот путь он подготовил для себя. Его, как и мать, закололи мечами. Лишившаяся высокого покровителя, Локуста была приговорена к смерти за свои многочисленные преступления.


Александр Борджиа

Ужасная репутация папы римского Борджиа была, возможно, преувеличена его политическими противниками. При жизни его называли «чудовищем разврата» и «аптекарем сатаны». Считали, что он неоднократно лишал жизни кардиналов, обладавшим большим капиталом, так как после их смерти имущество наследовала папская казна. Любимыми смертельными составами папы были шпанская мушка и мышьяк. Именно Борджиа приписывают многие изысканные способы отравления.


Например, нож для фруктов - яд наносился на одну сторону лезвия, и отравленной была только половина разрезанного яблока, вторую мог съесть отравитель, чтобы продемонстрировать безопасность еды. Или ключ с отравленным шипом. Гости, приглашенные к обеду этим понтификом, писали завещание и прощались с близкими.


Смерть Александра VI также вызвала много слухов и пересудов о том, что он случайно отравился ядом, приготовленным для нескольких кардиналов, однако подтверждения этому факту нет.


Мадам де Бренвилье


Ужасная судьба этой знаменитой отравительницы стала началом громкого Дела о ядах, которое продолжалось почти 10 лет после смерти маркизы и стоило жизни еще трем десяткам человек, многие из которых относились к высшему свету. Франция XVII века была беспокойным местом. Яд считался популярным оружием в дворцовых интригах и борьбе за власть. Однако Мари-Мадлен, жена маркиза де Бренвилье и мать семерых детей, похоже, начинала свою карьеру отравительницы как настоящий исследователь, далекий от эмоций и выгоды.


Ходили слухи о том, что она испытывала свои яды на бедняках в бесплатных парижских больницах, прикрываясь личиной доброй самаритянки, помогающей близким. В ее преступлениях несомненно был замешан возлюбленный маркизы капитан кавалерии Жан Батист де Сент-Круа. С его помощью позднее Мари-Мадлен ради наследства отравила своего отца, двух братьев и сестру. После того, как ее преступления были раскрыты, и бежавшую отравительницу поймали, начался долгий судебный процесс. Женщину пытали, затем она была обезглавлена и сожжена.


Цыси

Эта женщина, почти 40 лет единолично правящая огромной Китайской империей с 1861 по 1908 годы, долгое время считалась также каноническим отравителем и жестоким диктатором. Последние исследования заставляют более внимательно присмотреться к этому образу, однако несомненно, что яды действительно были одним из способов для достижения ею своих целей. Пройдя долгий путь от наложницы до императрицы, Цыси, вероятно, прекрасно освоила «прикладную химию» и в дальнейшем активно ее использовала. Первой жертвой, которую приписывают отравительнице, стала вдовствующая императрица, первая жена скончавшегося мужа Цыси, а последней – ее племянник, император Гуансюй. Считается, что в годы ее правления противоядия были главным содержимым аптечек всех придворных, постоянно опасавшихся за свои жизни.



***


Подсыпать в еду стрихнину или приготовить глюценогенный соус – в Древнем Риме и не такое считалось в порядке вещей. Там даже был организован «профсоюз пробователей еды» для защиты окружающих от непомерных амбиций тех, кому от жизни хотелось большего.


Четвертая жена императора Клавдия I, Агриппина прославилась как сестра Калигулы и мать Нерона. Одного этого было достаточно, чтобы войти в историю и остаться в ней надолго, но не такими были римские женщины, чтобы пускать свою судьбу на самотек.


Агриппина дождаться не могла, когда ее муженек Клавдий уступит трон (он, кстати, был первым, кто сделал свою жену полноправной правительницей).


Шел 54 г. н. э., сыну от первого брака уже 16 лет: жизнь буквально проходит мимо. Решив не ждать милостей от природы (а вдруг, долго проживет?), она приготовила Клавдию вкуснейший грибной соус. В те времена знать предпочитала особые, ярко-оранжевые грибы – «цезарские» или аманиты, в которые Агриппина и подмешала опий и аконит (грибы эти похожи на современные опята, но шляпка может иметь и ярко-красный цвет, как у мухомора: вот ведь, как удобно!).


А чтобы наверняка, продумала и следующий ход – гусиное перо, которым вызывали рвоту при отравлениях, тоже пропитала ядом. У Клавдия не было шансов: 12 часов и Нерон стал властителем мира.


Позднее Нерон всячески пытался избавиться от надоедливой матери – подсыпал яд ей в еду три раза (не помогло), заколол мечом (осталась жива), обрушил потолок ее спальни (уцелела), затопил корабль, на котором она плыла (выплыла). Закончилось все тем, что он казнил ее официально.


Именно римляне придумали традицию чокаться бокалами на банкетах. Причем делали они это с чувством – так, чтобы вино обязательно выплескивалось из бокала в соседний, а потом следили: жив собутыльник – значит, можно пить, умер – вино отравлено, отложим до следующего раза.


Великие отравители и их блюда
Пиршества в Древнем Риме были что надо - ели лежа, много и без перерыва
Нерон и сам частенько использовал яд для решения различных проблем: отравил своего сводного брата Британика


Цезаревы грибы, те самые, которые приготовила Агриппина Клавдию
Нерон и сам частенько использовал яд для решения различных проблем: отравил своего сводного брата Британика


Отравление было самым любимым способом решения проблем и у Калигулы, брата Агриппины. Он заставлял богатых римлян отписывать ему часть наследства, и чтобы не ждать долго, посылал им в подарок миндальные пироги в виде птичек и globuli – шарики во фритюре с изюмом, в которые собственноручно добавлял яду, для вкуса.


Составил завещание – и на банкет!
А тем временем, всего через какую-то 1000 лет, на Ватиканском престоле Папа римский Александр VI Борджия (Родриго Борджиа) удостоился звания «аптекарь страны» за создание самого мощного яда того времени – кантареллы. Предположительно это был мышьяк, соли меди и фосфора плюс пара капель ядовитых растений из Нового Света, которым он «поддерживал», так сказать, свою политику изнутри.


Кантареллу добавляли в просфоры, которыми принимали последнее причастие неугодные престолу кардиналы и политики. Ядом натирали нож, но только с одной стороны: Борджиа сам разрезал спелые персики и, отправляя в рот одну половинку, второй отправлял расслабившегося и ничего не подозревающего соперника в мир иной.


Кантареллой приправляли блюда для праздничного пира в ватиканском дворце, причем отравленных роскошных павлинов и цесарок ставили прямо напротив неугодных знаменитому семейству. Говорят, гости и за стол не садились, предварительно не составив завещания.


Отравители и их блюда


Мышьяково-яблочная диета
Екатерина Медичи, свадьба которой длилась 34 дня, и где подавали невиданное до этого во Франции лакомство – мороженое, свято верила, что любые мировые проблемы можно уладить тихо и по-семейному, ну, или с помощью яда. Не зря она считалась наследницей династии великих отравителей Медичи, один из которых, дядя Лоренцо Великолепный «баловался» ядами для построения карьеры при итальянском дворе.


«Милые» семейные привычки Екатерина вовсю использовала в своем новом доме. Став женой всего лишь второго брата, она приготовила для короля водички со льдом, выпив которую, Франциск скончался в течение суток. Поползли слухи, но доказательств не нашли, и ее муж, Генрих II, стал королем.


Яды Екатерина применяла изящно, по-женски: натертые мышьяком перчаточки, покрытые ртутью драгоценности, пропитанные стрихнином книжные страницы: никаких тебе приправленных грибов или сладостей.


Однако своего врага адмирала Колиньи она дважды пыталась отравить (правда, дважды неудачно) яблоком, в которое ее аптекарь Рене неведомым способом поместил мышьяк. А ее зять, Генрих Наваррский, и вовсе сидел при дворе на строгой диете. Нострадамус предсказал Медичи, что он взойдет на престол в обход всех ее сыновей, вот и приходилось Генриху есть только лично им сваренные яйца, да пить водичку из Сены.


Сохранился семейный рецепт Медичи, в котором сказано, что если в стволе персикового дерева просверлить отверстие поглубже, и впрыснуть в него мышьяк с реальгаром, настоянных на водке, то выросшие на нем персики будут отравленными.


Если бы не помидоры…
Первого президента США Джорджа Вашингтона пытали (безуспешно) отравить… помидорами. Его личный повар, Джей Бейли, завербованный британцами, насобирал за огородами диких красных ягод, которые он думал добавить в жаркое и тем самым отправить Вашингтона в мир иной.


Говядина вышла отменной, а будущий руководитель Америки даже не чихнул, да еще и похвалил Бейли за вкусное и необычное блюдо.


Все бы ничего, да неудачливый повар сразу же после ужина отправил донесение – «так, мол, и так, все отлично, клиент, скорее, мертв». Каково же было удивление британцев, собиравшихся по-быстрому переловить и переказнить всех повстанцев без их главнокомандующего, и увидев того живым и невредимым на поле боя. Такие вот помидоры.


Наследственный порошок
Самая знаменитая европейская душегубка Синьора Тофана не признавал никаких полумер, и травила итальянцев наверняка, четко и с расстановкой. Она держала в Палермо косметическую лавку, в которой торговала эликсиром аква-тофаной и «наследственным порошком», который помогал получить законное чуточку быстрее, чем задумал Господь. Волшебная жидкость Аква-тофана не теряла своих свойств ни в горячей, ни в холодной воде, а значит, идеально подходила для приготовления пиццы, спагетти и вина для незадачливых мужей и отцов.


В какое-то время эти многочисленные проводы мир иной стали вызывать подозрение, что и послужило поводом для расследования, начатым Папой Александром VII в коллаборации с инквизицией. Отравительницу поймали и быстро выяснили, что ее жертвами стало более 600 человек!


Синьора Тофана, самая ужасная отравительница Европы, перед которой даже Борджиа – скромные бармены, стала прообразом Госпожи Тофаны, участвовавшей в бале сатаны в Булгаковском романе "Мастер и Маргарита".


И немного мальвазии...
Ну, и конечно, чисто английское убийство. Кровожадные британские Плантагенеты, воевавшие за власть между собой и Ланкастерами более 100 лет, менялись на троне с завидным постоянством.


Джордж Плантагенет, герцог Кларенс, брат короля Англии Эдуарда IV и Ричарда III, имел мало шансов на корону, поэтому с вдохновением мутил воду в венценосном семействе, но удавалось ему, надо сказать, немногое.


Он не раз предавал своего брата-короля и возвращался обратно. Женился на дочери графа Уоррика, знаменитого «делателя королей», но состояния не получил (опять провал), пришлось подсыпать женушке мышьяк в овсянку, от чего она быстренько скончалась.


Все это плюс заговор против короля стало последней каплей, и Эдуард вынес брату смертный приговор, с оговоркой, что тот может выбрать способ казни. Кларенс даже здесь не перестал играть и выбрал… утопление в бочке с вином. Его казнили в 1478 г., как он и хотел, насмерть упившись мальвазией.


Яды и отравители – интересные факты:


Трусы - на рентген! За всеми блюдами, попадающими на стол Гитлера, следил его личный охранник Раттенхубер. Страх фюрера перед отравлением был настолько велик, что даже его белье, принесенное из прачечной, просвечивали на рентгеновском аппарате.


Еда с охраной. При дворе Людовика IV каждое блюдо из кухни выносили по 4 телохранителя: два спереди и два сзади: никто не смел приближаться к еде императора Франции.


Кофе для собаки. У генерала Аракчеева, фаворита Александра I, была собака, которая даже умела пить кофе – ей давали на пробу любые блюда, предназначенные для генерала, настолько он боялся быть отравленным.


Яд на десерт. Есть версия, что Наполеона тоже отравили сиропом с миндальным вкусом, который он принимал в качестве лекарства: цианид калия пахнет как раз миндалем.


Котлета с сюрпризом. Среди множества версий гибели Моцарта есть и отравление котлетами. То ли в них был подсыпан яд, то ли они просто были не очень свежими: но Вольфганг Амадей умер в возрасте 35 лет. Справедливости ради, Сальери досталось напрасно - нет ни одного факта, указывающего на то, что смерть Моцарта была ему выгодна.


Противоядие - и на прием! Китайская наложница Цыси отравила собственноручно приготовленным печеньем жену императора, родила от него сына и после его смерти стала править Китайской империей безгранично. К ней на приемы без заклинаний и противоядия вообще не ходили.


На самом деле отравителей, чьи имена вошли в историю, было значительно больше:
А
• Александр VI
• Алитт Беверли
• Арчер-Гиллиган Эми
Б
• Барфилд Вельма
• Блауэнштайнер Эльфрида
• Борджиа Чезаре
Боширов Руслан
• Буэноано Джудиас
В
• Веттлауфер Элизабет
Г
• Гёльди Анна
• Гиббс Джени
• Гилберт Кристин
• Гиффорд Берта
Д
• Дело о ядах
• Джонс Дженин
И
• Иванютина Тамара Антоновна
К
Дмитрий Ковтун
• Коттон Мэри
• Крим Томас
Л
• Лафарж Мари
• Локуста
Луговой Андрей


М
• Майрановский Григорий Моисеевич
• Маркиза де Бренвилье
• Мартин Ронда
• Матильда д’Эсте
Н
• Нехаев Валерий Константинович
• Нозьер Виолетта
О
• Орделаффи, Пино III
• Отравительницы из Надьрева
П
• Палмер Уильям (серийный убийца)
Петров Александр
Р
• Ренци Вера
• Ричесон Кларенс
С
• Самсонова Тамара Митрофановна
• Сваненбург Мария
• Соловьёв Вячеслав Валерьевич
Сталин Иосиф
Т
• Топпан Джейн
• Госпожа Тофана
Ф
• Филимонов, Михаил Петрович
Х
• Хан, Анна (серийная убийца)
• Харрис Карлайл
• Хаяси Масуми
• Хирасава Садамити
Ч
• Чепмен Джордж
• Чикагский отравитель
Ш
• Шипман Гарольд
Э
• Эдбурха Мерсийская
Я
• Янг Грэм

Но по сравнению с нынешними прошлые - жалкие и ничтожные щенки, потому что за исключением Сталина, Майроновского (https://proza.ru/2013/12/18/962) и их нынешних наследников, не смогли создать ИНДУСТРИЮ ОТРАВЛЕНИЙ.



Другие статьи в литературном дневнике: