К вождю 2 за автомашиной

Игорь Гарин: литературный дневник

Прекрасный советский киноактёр Михаил Жаров спел в фильме «Выборгская сторона» (1938 год) про цыплёнка жаре­ного, "который тоже хочет жить". Песенка стала настолько популярной, что едва Жа­ров появлялся в людном мес­те, за ним увязывались мальчишки с криками: "Цыплёнок жареный пошел!". Ссылаясь на это, артист попросил главу советского правительства В.М.Молотова разрешить ему покупку машины.

Узнав в 1998 году эту чудную историю, я как корреспондент журнала «За Рулём» попробо­вал отыскать жаровское письмо в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). И убедился: на имя Молотова –председателя Совета народных ко­миссаров СССР, а затем 1-го заместителя Сталина в правительстве – ежегодно приходили по почте тысячи просьб. Кто добивался авто­мобиля, кто просил переселить с пятью детьми из тёмного сырого подвала, а кто умолял всего-на­всего продать 30-40 граммов стрептоми­цина для лечения туберкулеза… Почему бы нам вместе не полистать эти толстенные папки из секретариата Молотова с отменённым лишь в 1990-е годы грифом "Секретно"? Засекрети­ли, между прочим, не зря: там, внутри, не лакированная, а подлинная жизнь Страны Советов.В 1930-е годы частные лица сравнитель­но мало тревожили Вячеслава Михайлови­ча "челобитными" о покупке автомобиля. По стране катились волны репрессий, и по­говорка "не до жиру, быть бы живу" стала более чем актуальной. Зато ходатайств ор­ганизаций и ведомств вполне достаточно. Взять хотя бы конец 1935-го: ТАСС просит "отпустить из резерва три легковые автомашины" (в резолюции срезано до двух), того же хочет Восточно-Казахский облис­полком, сообщая при этом, что его обраще­ния в другие инстанции остались без отве­та. А вот кто размахнулся, так это нарком юстиции товарищ Крыленко: в письме на имя Сталина и Молотова он делает заявку для "судебной системы" на 182 легковых автомобиля и 2500 велосипедов.Собственная машина (или, как тогда осторожно выражались, "автомашина для личного пользования") рассматривалась как правительст­венная награда. В конце 1930-х её получил целый ряд знаменитостей. Вот лишь неко­торые: Леонид Утесов, композитор Исаак Дунаевский, Борис Бабочкин, сыгравший Чапаева в одноимённом фильме, компози­тор Дмитрий Покрасс - автор "Марша Бу­денного" и все чаще звучавшей по радио песни "Если завтра война"... Вскоре это самое "завтра" наступило, и машины при­шлось сдать в райвоенкоматы. Навсегда.
Под Сталинградом было взято много трофеев, в том числе и автомобилей. Изумляет оперативность драматурга Погодина, автора "главной" пьесы о Ленине "Человек с ружьём". Уже через месяц по­сле сталинградской победы он просит у Молотова разрешения "приобрести за наличный расчет автомашину из трофейно­го фонда". И добавляет, что имевшиеся у него до войны две автомашины были "мо­билизованы". "Надо помочь", – написал Молотов резолюцию излюбленным синим карандашом.

Большинство сдавших в 1941-м свой автомобиль не напоминали о нем вождю № 2 до конца войны. А в мае 1945-го – началось! Вот как бы вы, чита­тель, на их месте сформулировали прось­бу? "Сдал машину на нужды фронта, прошу выделить взамен другую»? Сразу видно, что вас развратила демократия. "Сдал ма­шину, прошу разрешения ПРОДАТЬ мне другую за наличный расчет"? Это уже зна­чительно лучше, но как-то слишком неза­висимо. Такое разрешение следует рас­сматривать как новую большую награду, а, стало быть, просьбу надо сопровождать напоминанием о своих заслугах. Как ком­позитор Никита Богословский, написавший музы­ку известных песен "Темная ночь", "Ша­ланды", "Любимый город" и др.

Между прочим, автолюбители-"звёзды" довольно быстро разочаровались в трофейном "секонд-хенде", не приспособ­ленном к советским условиям. Уже в мар­те 1946-го поэт Александр Жаров (однофамилец киноактёра) дальновидно выска­зывает Молотову желание иметь машину отечественного производства. С 1947 года мало кто просит, как пре­жде, некий обезличенный автомобиль. В большинстве заявлений конкретно указы­вают: "Победа". Купить ее желают трижды Герой Советского Союза пилот-истребитель Кожедуб (Моло­тов: "Надо продать"), единожды Герой по­лярный лётчик Мазурук (отказано), диктор Всесоюзного радио Левитан (решено по­ложительно) и многие, многие другие. Ши­роко известный в то время писатель Арка­дий Первенцев просит помочь ему приоб­рести "Победу", так как он "должен совершить поездку по стране для сбора матери­ала для новой книги о современности", а на "Москвиче", который у него уже есть, ему это будет трудно из-за ранения в по­звоночник...

Абсолютный рекорд по "выдаче на-го­ра" просьб поставил Алексей Стаханов. В феврале 1945-го он жалуется, что не в со­стоянии оплатить выделенную ему тро­фейную машину (Молотов: "Надо помочь"). Затем просит дать указание отвести ему земельный участок и обеспечить стройма­териалами для постройки дачи ("Надо по­мочь"). В конце 1947-го пишет, что имеет на­ряд на получение "Победы", но не может её оплатить (решено положительно). А спустя два года с небольшим ходатайствует о замене "Победы" на ЗИС-110, об уве­личении его зарплаты в Министерстве угольной промышленности, о снижении квартплаты, о выделении бесплатной путевки в санаторий и об оказании едино­временной материальной помощи... Тут уж Молотов не выдержал и поставил синий вопросительный знак (ре­шено отрицательно). А рядом с заявлениями номенклатур­ного забойщика – жалобы безногих инва­лидов войны на то, что им отказывают в выделении мотоколясок: дескать, поль­зуйтесь протезами. Коляска Киевского мотоциклетного завода с чахлым, быстро перегревающимся двигателем, ненадёж­ными тормозами и слабыми ободами колёс была для них пределом мечтаний. Но здесь почему-то синий карандаш писал не "Надо помочь" и не "За", а безразличное "Прошу обратить внимание"...


Леонид Сапожников



Другие статьи в литературном дневнике: