хлеб и совесть

Ията Мбыл: литературный дневник



мне девять лет, после четвертого урока еще два ожидать автобуса, сидим с товарищем, который на два года старше на остановке, нет больше никого, жрать так хочется, он достает из портфеля большущий бутерброд так сантиметров 30 на 15 и толщиной на шесть внутри с повидлом и жует его медленно с удовольствием, я пытаюсь насколько могу не подавать вид, что давлюсь слюной.


Он съел половину, смотрит на меня, подает и спрашивает:
- Будешь?
- Нет - кручу головой - я не голоден


Он выбрасывает. Огромный кусок белого хлеба с повидлом. Я смотрю на него и думаю, что зря отказался, он ведь всё равно его выбросил. То есть, я отказался не из принципа, я просто не хотел съесть то, что должен был съесть он, я не знал, что он уже наелся до такой степени, я вообще думал, что он его завернет в газету на потом. Себе на потом. В этом дело, а не в обидах, принципах. Это сейчас я бы не взял из принципа, а тогда он же свой, он товарищ, это не то, чтобы у чужого, тем более взрослого



А теперь можно раскинуть мозгами. Вот, допустим, спрашиваю я него:
- есть ли у тебя совесть? - логичный же вопрос?
Допустим, оказывается, что у него есть эта самая совесть и тогда следующий шаг:
- тогда дай хлеба!
Стоп, тебе совесть, или хлеба? Ты же совести просил? А, если ты хочешь хлеба, то из этого и надо начинать:
- дай хлеба, сукин ты сын - разве нет? Зачем манипуляции? Разве взывание к совести по совести?


есть люди, которые думают, что он должен был в самом начале разделить свой паек надвое, но они ведь не знают, что половины могло бы ему не хватить и тогда как? Я бы съел половину, а он остался бы голодным? И тамбовским волком выглядел бы я, поскольку совесть предполагает эмпатию - умение поставить себя на место другого и не важно прирожденно это как-то, либо умозаключительно. Хлеб у товарища и по совести он весь принадлежит ему и, если я съедаю чужое, то кто я? А вот, если я съедаю ничейное, то нормально. Тут, еще "объедки"... возможно, он должен был отложить половину и тогда эта половина не выглядела бы объедками. Сложная ситуация и она так не решается, чтобы товарищ хлеба горбушку и ту пополам - она ставит другого в неравные отношения


я думал над этим иногда и могу сказать, что в этом мире жить по совести не получится, пытаться жить можно, а вот так, что уж прямо жить неможна и дело не только в священном праве собственности, но даже, если стать таким себе последователем Франциска Ассизкого, то совесть это не только о хлебе:
https://www.youtube.com/shorts/A8AbITYEtt8






Другие статьи в литературном дневнике: