о нищете

Ията Мбыл: литературный дневник

сегодня я бы определил нищету, как постоянную изматывающую нехватку вещей для удовлетворения актуальных потребностей. Например. Осень девяностого, я бригадир комплексной бригады, хочется закурить, но сигарет нет и это так заворачивает мысли, что решаю попросить у председателя, он достает две пачки и дает мне, я суетливо пытаюсь рассчитаться деньгами, благо они в кармане, денег хватает, он не берет деньги, а я уже не могу вернуть сигареты, мне и жалко их вернуть и это будет оскорбительно, он ведь из лучших побуждений. Сигарет нет нигде, страна не в состоянии их купить, у нее нет валюты. Господи, как это унизительно! Я прожил в СССР лучшую, или не самую худшую половину своей жизни и всю её в нищете. Я ненавижу всех этих ублюдков, кто только рот открывает о том, как хорошо было
Осень восемьдесят третьего, я рядом с любимой девушкой, она поправляет мне пиджак, пола отгибается и у него дранная, так вроде собаками подкладка, разлезлась от стирки, она заметила, я заметил. Ничего такого вроде, но вот помню это
Осень семидесятого, я в районной детской больнице с пневмонией, больница забита детьми, их мамами, кормят только детей да и то пять конфет-батончиков из какао и стакан томатного сока, который я постоянно пытаюсь отдать маме на том основании, что он то-мат-ный, лекарств нет, старые бабушки медсестры рекомендуют оборачивать детей простынями смоченными в моче, у кого-то умер ребенок, стоит вой, ужас на лицах других мам, дети не понимают ничего, кто может играть играет, кто не может спит, нет антибиотиков, ничего нет, можно перелить кровь от мамы, но рискованно, потому как нечем определить совместимость, наугад никто не решается, но потом привозят таки какой-то иммуноглобулин и я после Нового Года дома, где на стенах изморозь, помню разговор мамы с кем-то, она пересказывает, как ходила в контору, просила выписать дров, ей отказали: ты этих вы****ков нарожала, а для дров у нас есть заслуженные люди, ночами ползаем с мамой возле загонов для летнего содержания скота, надо оторвать доску, чтобы гвозди не скрипнули, а то сторож услышит, на свет не попасть и с этой шестиметровой доской потом ползком по рытвинам, прячась у колею тракторов, но самое тяжелое не это, а доска, болит спина, поэтому приходится останавливаться, я не Ленин, я тащу с тонкой стороны, но она тяжелая и с тонкой потому что мне только пять лет, шесть, семь, восемь, девять, десять... я и сейчас могу оторвать прибитую доску так, что гвоздь не скрипнет


Что дает этот опыт, кроме досок и ненависти?
Вот, общение с русскими солдатами, которые все с нищих семей, может, за очень редким исключением. Я знал, как с ними разговаривать. Это важно? Понимать других? Мне представляется, что нищету в себе носят все люди, не только те, у кого есть такой опыт и может быть другие даже иногда больше потому что точно нет опыта преодоления. А вот что такое преодоление?
Не люблю подарков - их надо было отдаривать, а нечем. Не люблю просить, брать - надо возвращать, у тебя попросят тоже, а тебе будет некомфортно, это некомфортно запоминается, рефлекс. Нищета в детстве формирует особую этику взаимоотношений и отношения к жизни, к власти, обществу




https://www.youtube.com/watch?v=RF_kex2aLRE&ab_channel=
https://www.youtube.com/shorts/zEXI7L4iAc4



Другие статьи в литературном дневнике: