Мой папа Шуйский, говорят

Ольга Барсова: литературный дневник

В диалоге участвуют иноки Барсов и Шуйский. 16 век.



- Мой папа Шуйский, говорят.
- Да что ты?
- Я, признаться, рад. О, если бы подмена вскрылась. Я б смог рассчитывать на милость.
- Но что за странные слова услышал здесь я от тебя?
- Да эти самые слова рекою льются со двора. Прочисти уши, брось страдати.
- Я пребываю в неведеньи. Не знаю, за кого стояти.
- По ссылке Грозный долгим днём шлёт гончих псов в иные веси. Под градов лёд.
- О, боже, смеси нам не бывать.
- Как тут, брат, не учиться врать?
- А я, признаться, плод прозренья вкусил. И выплюнуть нет сил.
- Что ж, съел?
- Пришлось. Игумен нонче осерчал. Иных примерно наказал. Раздачи я не избежал.
- Ах, вот в чём кротости наука? Книжонки взять и прочитать. А после умником предстать.
- Скажи же, в чём моя вина? Что я вкусил плоды науки?
- Зачем тебе такие муки? Я не пойму, увы, никак.
- О, если б знать.
- Взгляни, кто бродит у дверей! Мирянам нонче счёта нет. А ты мне сказки про обет.
- Владыко строг, мой брат, и к ним.
- Смешно. Ужели веришь в это? Ведь лезут с подлостью своей, сметая грязь с чужих плащей.
- А что сановная стезя?
- Нет. Рясу я таскаю зря.
- Но Грозный царь не любит тех, кто поперёк ему перечит. А твой отец был им помечен.
- То было много лет назад. Я тут причём? Скажи мне, брат?
- Пожалуй, стоит отличиться. И будешь милован царём. Но как в стенах монастыря узнает он вдруг про тебя?
- Об этом не трудись понять. Вокруг него крутится знать. Нашёптывают щелкуны, что знать по праву не должны. Как явятся сюда опять: шепну.
- Уж лучше я, брат, промолчу. За своеволие, пожалуй, и высечь могут и погнать. И что тогда от жизни ждать?
- Да, нынче ждать и догонять всего противнее на свете. Но чем терпеть такие сети, на поле брани отличусь.
- А я смиренно помолюсь. Осталось ждать совсем немного. У каждого своя дорога.
- Быть может, воина стезя мне уготована не зря?
- Да. Ты на игрищах потешных подматерел. Кто б спорить с этим смел?
- Нет лучше поля – поля брани. Там кровь шипит. Там реет знамя!
- Я потихоньку удалюсь. Ты знаешь, я ведь редко злюсь.
- Эй, кони где? Поводья в руки! И бить врага. Топтать конём. И ночью спать. И драться днём!
- Да он не слышит! Он глухой! Эй, Шуйский, что это с тобой?
- Сегодня вымолил прощенье, чтоб завтра жить без промедленья. Всё брошу на алтарь судьбы. Что будет, знать мы не должны.
- Судьбу свою вверяю богу. Тебе советую, мой брат, одумайся!
- Душевно рад! Сказал же: нет! Моя стезя была не мной предрешена.
- Смирись, мой брат. Покайся, инок. Пока возможно.
- Никогда! Не уговаривай меня!
- Мне остаётся сожалеть, молиться, за тебя говеть.
- Поди, брат, выспись и забудь.
- Как знать, куда ведёт нас путь?



Страдати - терпеть.
Стояти - защищать.
Ссылка - отправка гонцов с вестью.
Смеси - вместе.
Отче, батюшка, батя, тятя, тато - папа.


Шуйский, являясь незаконнорожденным, иронизирует над отцом, называя на французский манер "папа", но с ударением на первом слоге. Слово в языке появилось позже и укоренилось.



Другие статьи в литературном дневнике: