Сегодня тема моих размышлений – пудровая нота в парфюмерии.
Начну издалека. Мне 15 лет и я в 9 классе. Пришла к своей подруге Лене домой, «зашла за ней» - так это у нас называлось. Кстати, она и сегодня моя подруга, живет в Калужской области. Я к ней несколько раз ездила, и сейчас бы не против поехать, но нет сил.
Так вот, зашла я за Леной - в школу идти. И увидела на трюмо в спальне ее мамы коробочку с пудрой. Не то, чтобы это была для меня диковина какая, нет. Просто моя мама и бабушка пудрами не пользовались. И у меня дома не было такой коробки с пудрой без присмотра. А тут я была, пока Лена одевалась, без присмотра. И я взяла и нанесла – щедро, с размахом – эту чужую пудру себе на лицо. Пудра называлась «Ленинградская», бордовая коробочка, большая. Если я правильно помню, фабрика «Невская косметика». И еще было таинственное слово написано на дне коробочки: Рашель. Я поняла, что это наименование оттенка пудры. Так вот, нанесла я себе на лицо эту пудру, и произошло чудесное чудо. На меня из зеркала глянула писаная, сказочная красавица - вообще просто неземной красоты.
Впечатление, которое произвела на меня эта косметическая субстанция, сыграло огромную роль в моей безусловной любви к пудрам в юности и ранней молодости.
Когда мне было уже под 50 лет, я через социальные сети нашла свою однокурсницу Розу. Не виделись мы 30 лет. Встретились. Роза сказала мне: «У тебя и сейчас лицо красивое, кожа хорошая. А я запомнила тогда, в середине 70-х, когда мы были девчушками, что ты очень сильно пудрилась. Я тогда думала, как странно, что у девушки великолепная кожа цвета костяного фарфора, пудра не нужна вообще, а она почти патологически, как неживая кукла, напудрится и ходит, такая счастливая. Еще я думала, что ведь испортит свое лицо таким количеством косметики. Но сейчас, когда нам под 50, смотрю, нет, не испортила».
Роза помнила меня 16-17-летней. Да, за неделю у меня уходило влёт: один диск компактной пудры Ланком (без запаски) и одна втулка туши махровой Ланком (без запаски). Еще неделя – и уходили запаски. И приходилось вновь все это покупать. Разорение для моих родителей.
В середине 70-х годов компактная пудра Ланком настолько узнаваемо и шикарно пахла, что я помню этот аромат всю жизнь. Когда мне было 40 лет, я во Владимире увидела в продаже эту пудру, причем так же оформленную – на черном фоне одна золота роза на длинной ножке – купила. Но по запаху определила, что «это не то». Продавец сказала, что «это не то» произведено по лицензии Сирия/Ливия или еще что-то оттуда же.
Для справки: «Lanc;me - косметический бренд, основанный в 1935 году, в настоящее время принадле¬жит компании L'Oreal. Компанию Lanc;me основал Арман Петижан в начале 1935 года. Википедия».
Мое упивание пудрами и косметикой Ланком резко прекратилось из-за наступления беременности. Даже несколько лет после родов мой организм не принимал никакую косметику вообще. Все начинало зудеть, краснеть и чесаться.
Со временем я опять стала пользоваться косметикой, но уже умеренно. И почти не пудрилась. Когда в молодости жила в жарком климате, не могла пользоваться крем-пудрами. Они текли с меня струйкой. Ближе к 40-летнему возрасту для улучшения цвета кожи пыталась найти для себя приемлемую крем- пудру, благо уже не жила в жаркой стране. Но опять не смогла. Любая такая пудра делала мое лицо похожим на сковороду с маслом, когда вот-вот начинают печь блины.
И сегодня, пудру могу нанести на себя только для фотосессии, и тут же стрелой бегу умываться.
Однако, речь сегодня о пудровой ноте в парфюмерии, а я углубилась в тему пудры вообще. Но зато я точно знаю, какие ощущения – обонятельные – вызывает пудра. Пудровость – это что-то нежное /эфемерное. Трудно описать. В носу возникают какие-то волнующие першения, и настроение поднимается. Вот что такое пудра.
Основой для своих размышлений о пудровости в парфюмерии я определила свой конспект лекции историка парфюмерии Элины Арсеньевой. Для написания конспекта прослушала эту лекцию еще раз. Не поленилась. Очень интересный человек, красивая женщина и прекрасный парфюмер из Петербурга - Элина Арсеньева. Я считаю ее своим учителем. Далее в тексте у меня все идеи, выводы и примеры о парфюмерной пудровости – из ее лекции.
Википедия: «Пудра (от фр. poudre — пыль) — декоративное косметическое средство в виде мелкого порошка, используемое для придания коже лица определённого оттенка». Элина сказала, что пудрой можно считать любое вещество, которое зачем-нибудь истерли в порошок. Но для парфюмерии подойдет далеко не любое вещество. Главная парфюмерная пудра – это фиалковая. В 19 веке без нее ни одни духи не существовали бы. Если взять фиалку-цветок и понюхать – очень приятный аромат. Но если высушить и истолочь в порошок ее корень – получится аромат свежего огурца.
Аромат фиалкового корня можно получить только из корней ириса. Если ирисы посадить, три года растить, а потом собрать, высушить и в сухом темном месте продержать три года, а потом превратить в пудру, вот это и будет истинный аромат фиалки. Непревзойденно пудровый. Его используют в парфюмерии.
Ирисов сотни тысяч видов. Дело для парфюмерии осложняется тем, что для производства фиалковой пудры могут быть использованы только три вида: Ирис Паллида, Ирис Германика и Ирис Флорентийский. Все. Никакие другие виды использовать нельзя. Аромат будет другой. Например, есть Ирис Ростбиф. Он пахнет сырым мясом. Ну и куда его? Только мух привлекать.
Конечно, добывать абсолют корня ириса для парфюмерии безумно дорого. В 19 веке на такой нескончаемый поток, как сейчас, производство парфюмерии поставлено не было. Обходились натуральным сырьем. Кстати, Элина прислала мне образец ее ручной работы парфюма по рецепту 19 века «Фиалка-Роза». Так что я точно знаю, как пахнет ирисово-фиалковая пудровость. О! Это царский аромат.
Для уточнения: «Тройные духи «Фiалка-Роза» (Rosa-Violetta). Нежный томный запах розы и фиалки, очень женственный. Тройные духи «Русская фiалка» (Violette russe). Нежный прохладный запах фиалки и садовой земли, очень лирические духи. Восстановлены по рецепту 19 века. Созданы для выставки «Придворный парфюмер». Информация взята на сайте Art Deco Perfume Петербургской школы парфюмеров. Руководитель Элина Арсеньева.
Так вот, дороговизна сырья стимулировала поиск синтетического заменителя. И его создали. Химической заменой натуральным ирисам стали «иононы». Их выделили в 1893 году. Fragrantica: « Эти иононы впервые были выделены из пармской фиалки Тиманом и Крюгером в 1893 году. Открытие иононов легло в основу производства синтетических фиалковых нот, которые имеют идентичный аромат, но значительно дешевле дорого натурального эфирного масла».
Конечно, пудровая нота в парфюмерии имеет еще множество других источников – смолы, отдушки. Но это будем обдумывать в дальнейшем, опять-таки на основе конспекта лекции Элины Арсеньевой. Сегодня же у нас речь о чистой, главной, непревзойденной пудровости – фиалковой.
Парфюмерии на фиалковую/ирисовую тему за более чем сто лет - воз и маленькая тележка. Только современных, выпускающихся сегодня, Fragrantica разместила на своем сайте описания 294 ароматов. Но Элина в своей лекции привела в пример как эталоны использования фиалковой пудровости три парфюма:
1. L’Heure Bleue (Голубой час, сумерки) Extract Guerlain 1912 год в хрустальном флаконе Баккара. В продаже есть только винтажные отливанты 60-х годов.
2. Violettes de Toulouse (Тулузская фиалка) Eau de Toilette Parfums Berdoues 1936 год. Производится до сих пор.
3. Iris Pallida 2007 L`Artisan Parfumeur. Натуральный корень Паллиды. Номерные флаконы. Космическая цена. Раскуплено и больше не производится.
У меня нет этих духов. Смогу попробовать в дальнейшем только Тулузскую фиалку. А также какие - то некоторые из 294 современных фиалковых ароматов. Дел невпроворот – скучать мне некогда.
Этот же текст, но с фото https://karieva-raufa.livejournal.com/19715.html