В августе я писала про несколько духов, которые считала потеряшками, так как не помнила ни названия, ни бренда. Вот что было мною написано тогда в Дневнике:
«Второй потеряшкой считаю парфюм, назовем его «ИКС». Мне его подарили, и он был в невзрачной коробке. Я расстроилась, так как она мне не понравилась. Коробку я сразу выбросила, чего никогда не делала в отношении французских духов. Сами духи распаковала, совершенно не поняла аромат, и засунула флакон в дальний угол шкафа, в котором хранилось редко используемое постельное белье. Было мне тогда 28 лет, и я плохо сдерживала эмоции – не могла скрыть досаду, что подарок не пришелся мне по вкусу.
Чтобы уточнить, сколько стоит подарок, на следующий день не поленилась поехать в центр города в «Ромашку» на Ленинской. Увидела духи на полке магазина, убедилась, что они дорогие. Дороже чем, например, Клима, а по объему меньше. Стало легче. Вот такая я была вредная.
Через какое время возле шкафа я почувствовала аромат, который выпирал из всех щелей, похоже, как если пирог в духовке сжечь основательно – так будет дым валить. Волшебный был аромат.
А ведь я забыла про этот флакончик, но тут такой прекрасный аромат разлился – в моем вкусе на тогдашний период - тяжелый, сладкий, душный. Особенно было важно, что так сильно источал аромат закрытый флакон.
Достала духи. Помню, как был оформлен флакон. Стеклянный бесцветный брусок в виде параллелепипеда - сочетание прозрачного и матового стекла. Очень изящный был флакончик, нежный такой брусочек, небольшой и стройный. Крышка по типу аптечной, без завинчивания, в виде пробки с шершавым стеклом. Верхушка крышки с дыркой, будто бублик, но не круглый бублик, а прямоугольный. Стороны этого прямоугольника были матовые и округлые, будто сложенная трубочка. Сам флакон тоже был прямоугольный, как было показано на картинке - прямоугольный параллелепипед - повторял форму крышки. Отверстие по типу крышки на флаконе было имитацией, что естественно. И еще помню – на пальцах духи создавали небольшую маслянистую субстанцию.
До чего же аромат был стойкий и вездесущий! Несмотря на возможность очень экономно использовать духи, они быстро закончились – малый был объем».
Спустя какое-то время после написания этого текста я листала Яндекс Картинки по теме «Винтажные духи». И нашла свою потеряшку! Это Estee Super Perfume Estee Lauder 1968 года.
Однако сегодня я вспомнила о них по другому поводу.
Продолжаю по своему конспекту изучать информацию лекции историка парфюмерии Элины Арсеньевой. Тема: Альдегиды. Читаю: Про фиалки и их значение для пудровой ноты в парфюмерии в 20 веке забыли. Потому что открыли альдегиды. Первым особо альдегидным парфюмом были духи Шанель №5. Именно альдегиды придали этим знаменитым духам трудноописуемый, необычный, абстрактный и новаторский аромат.
Википедия: «Альдеги;ды (от лат. alcohol dehydrogenatus - спирт, лишённый водорода) - класс органических соединений, в состав которых входит углерод. Слово «альдегид» было придумано Юстусом фон Либихом как сокращение латинского alcohol dehydrogenatus — дегидрированный спирт (спирт без водорода).
На Fragrantica химик Матвей Юдов разместил очень подробную и профессиональную статью об альдегидах. Он указал, что многие люди считают альдегиды синтетическим веществом, созданным человеком. Это не так. Альдегиды не являются чем-то искусственным, результатом труда человека. Многие из них широко встречаются в природе, хотя в настоящее время синтезируются искусственные тоже. То, что парфюмеры называют просто альдегидами, на самом деле некий подвид и частный случай: насыщенные алифатические или так называемые жирные альдегиды. Их принято называть по числу атомов углерода в молекуле. У «альдегида С-7», или гептаналя, - семь атомов углерода, у «альдегида С-10», деканаля, как нетрудно догадаться, десять. Ванилин и гелиотропин - тоже альдегиды с химической точки зрения. В арсенале парфюмеров огромное количество альдегидов с совершенно различными запахами: мелональ пахнет дыней, адоксаль пахнет морем и яичным белком, цитронеллаль - лемонграссом, лираль - ландышем, триплаль - зелёной травой. Есть цикламен/альдегид, коричный альдегид, анисовый, куминовый, мандариновый. Так вот, в состав Chanel №5 входит смесь из альдегидов С-10, С-11 и метилундеканаля (так называемого альдегида С-12 MNA).
У запаха жирных альдегидов есть ещё одно общее свойство - некая «мылкость». Альдегиды давно и активно используются для отдушки мыла по причине своей невысокой стоимости, интенсивности запаха и способности хорошо маскировать неприятные оттенки запаха мыльной основы. Часто альдегидный запах ассоциируется с абстрактной чистотой или с ощущением от свежевыглаженного белья.
Это я все вычитала у Матвея Юдова. Но теперь вновь обращаюсь к конспекту лекции Элины Арсеньевой. Она также сказала про запах чистоты и мыла, и подчеркнула привкус металла, который дает глажка. И назвала альдегид С-11. Именно он, по словам парфюмера придает парфюму аромат свежевыстиранной, высушенной на свежем воздухе, а потом тщательно выглаженной горячим утюгом стопки белья. Именно так, сказала Элина, и пахнет моя бывшая потеряшка Estee Super Perfume Estee Lauder.
Я очень ценю своего учителя Элину, но на этих ее словах я «зависла». Я помню, как пахли мои духи. Они волшебно пахли. Жарко, страстно. Когда на работе ко мне подходили мужчины, посторонние или знакомые, старые или молодые – не важно – и вдыхали аромат моего парфюма, у них становился взгляд с поволокой. И становились слышны характерные вздохи. А вы когда-нибудь видели мужчину, который начинал учащенно дышать, и своеобразно – определенно, почему - закатывать глаза при виде свежевыстиранной и свежевыглаженной стопки белья? Я – не видела.
Или я не помню, как пахли мои Estee, или те мужчины из моего далекого прошлого были неправильными.
Но если Элина так сказала, так оно и есть. С-11, так С-11. Особый альдегид. Дающий аромат-послевкусие стирки и глажки. Чистоты, опрятности, аккуратности. Тоже неплохо.
Этот же текст, но с фото
https://karieva-raufa.livejournal.com/20399.html