Фукс, кьюбизм и телепортация.

Александр Кукаров: литературный дневник

Спасибо, д.ф.-м.н. А.М. Семихатову, который прочитал лекцию студентам о Нобелевской премии по физике 2022 г. (ютуб), которую получил в т.ч. и А. Цайлингер. Я был рад убедиться, что правильно понимаю Фукса с его кьюбизмом. К. Фукс входит в состав научного совета международного медитативного проекта ламы Алена Уоллеса, он известный физик-теоретик, основоположник радикальной интерпретации квантовой механики (КМ), которую называют кьюбизмом. Уоллесу он интересен именно поэтому. Семихатов напомнил о том, что КМ – это не физическая теория, а математический формализм, у которого нет общепринятой физической интерпретации. Кьюбизм – это радикальная интерпретация КМ, утверждающая, что КМ-вероятности каких-то событий имеют смысл наших ожиданий, а не закона физики.


Формально КМ допускает, скажем, что некое тело может находиться не только «тут» с вероятностью почти 1, но и «там», в любой точке пространства, но с вероятностью почти 0. Именно на этом основана задача-шутка известного популяризатора науки и физика-теоретика Мичио Каку, который предлагает своим студентам посчитать вероятность того, что они могут оказаться за стенами их аудитории или на Марсе. Это и есть прохождение сквозь стену и телепортация в понимании Каку, т.е. дискретное перемещение из одной точки пространства в другую, не взирая на препятствия. Проблема только в том, что вероятность этих событий практически 0. Кьюбизм, казалось бы, решает эту проблему, утверждая, что КМ-вероятности – это не закон Природы, а субъективные ожидания. У меня такое ожидание, что я пройду сквозь стену, а не в дверь.


Правда, вместе с такой интерпретацией КМ кьюбисты-теоретики не обретают соответствующие сверхспособности, не становятся психокинетиками или левитаторами. Иначе людям не нужны были бы никакие космические корабли для освоения других планет. Одели скафандр, раз и квас, мы уже на Луне или на Марсе. У нас такая субъективная вероятность, что мы можем сейчас быть «тут», а через мгновение «там». Но вот незадача, сквозь стены если и проходят, то не теоретики-кьюбисты, а монахи тибетского буддизма.


Одна из проблем кьюбизма, как её описал Семихатов, в том, что не понятно, почему субъективные вероятности многих людей совпадают. Так или иначе, но Семихатов подтвердил моё понимание того, за что Уоллес ценит кьюбизм Фукса. В радикальной формулировке Уоллеса: атомов не было до конца 19 в., когда их открыли и стали регулярно мерять физики. Читал книжку по дзен-буддизму не помню какого японского мастера дзен и удивился вскользь брошенной им фразе, что мир развивается вместе с нами. В перспективе кьюбизма эта вскользь брошенная фраза становится понятнее… Тем не менее нет сомнений в правоте А. Цайлингера, который на встрече с Его Святейшеством Далай Ламой XIV говорил, что от того, что он повернется спиной к своим родным Альпам, они не исчезнут. :-)



Другие статьи в литературном дневнике: