Злой и добрый полицейский.

Александр Кукаров: литературный дневник

У ламы Алена Уоллеса и Эвы Натаньи в недельном ретрите по шаматхе (Австралия, 2019) роли, как в детективе у злого и доброго полицейского. Уоллес не оставляет время на вопросы и, описывая помрачения (посторонние мысли из мира желаний), которые возникают во время практики, говорит о том, по поводу чего потом Эва Натанья замечает, что это мучительно слышать. Она же отвечает на вопросы участников. ("Я не считала, но только за сегодняшний день не менее 20 вопросов.")


Ключевой вопрос о различии бхаванги и ясного света. В сухом остатке первое не есть изначальное сознание, которое знает пустоту. Или проще говоря, было бы не прилично считать, что каждый день в глубоком сне всем людям без разбора открыт доступ к первоисточнику всего сущего. Что тогда делать всем философам с теологами? Неправильно оставлять их без работы, надо что-то сильно возвышенное придумать. Ясный свет смерти. Который не бхаванга, но тем не менее должен проявиться сразу после нее в момент смерти… Ну, конечно, мы в глубоком сне не умираем.


Вскользь отмеченный итог ее разъяснений к тому, что было мучительно слышать от Уоллеса, просто удручающий. Семена всех помрачений нашего обычного ума, которые успокаивает шаматха, изничтожает випашьяна. И каким же образом? Лекциями о пустоте и взаимозависимости, которые читают ламы?



Другие статьи в литературном дневнике: