Радикальный эмпиризм

Александр Кукаров: литературный дневник

Это – знамя ламы Алана Уоллеса (проект 4), который уже 2 года сидит в индивидуальном ретрите, прерывал его несколько раз на несколько часов, чтобы прочитать лекции своим ученикам в часовне Манджури своего центра в Крестоуне, да еще съездил на неделю в гости к бодхисаттве на Тайвань. По его мысли радикальный эмпиризм должен преодолеть многие барьеры, по факту его международного научно-медитационного проекта (мой проект 4) – в т.ч. и межконфессиональные. Поэтому его зам, Ева Натанья – христианка с сильным уклоном в тибетский буддизм, дзогчен. Дзогченцы вообще считают себя вне-конфессиональными, поскольку проповедуют науку об уме.


Вопрос в том, насколько радикален радикальный эмпиризм Уоллеса. (Ну вот на фига он называет свои медитационные центры в разных странах мира "Созерцательными Обсерваториями"? В обсерваториях смотрят в космос, а созерцатели - внутрь себя.) Я был рад обнаружить в этой статье


J. R. Lindahl, W. B. Britton, D. J. Cooper. Fear and Terror in Buddhist Meditation: A Cognitive Model for Meditation-Related Changes in Arousal and Affect.// Journal of Cognitive Historiography. 7.1- 2 (2022) 148-171


ссылки и цитирование труда Дуджома Лингпы (1835 – 1904, Тибет), переведенного Уоллесом, распространением его учения на Запад он занимается лет уже дцать несмотря на то, что его, как правило, некому учить и ему некому учиться. Согласно биографии Дуджома Лингпы 13 его учеников реализовали радужное тело, которое специалисты, в т.ч. Уоллес, сравнивают с воскресением Иисуса Христа. По предсказанию, которое можно найти в комменте Амазона к книгам Дуджома Лингпы и которое Уоллес воспроизводит на своих учениях в разных странах, при его успешном распространении на Западе радужное тело реализуют 100 человек.


Однако, эта статья мне особенно интересна не этими ссылками и цитированием Дуджома Лингпы (радужное тело в ней не упоминается, т.к. статья посвящена тому, о чем ее заголовок), а тем, что она показывает, что субъект опыта в статье «Понимание воспринимаемого от первого лица» еще менее одинок, чем я думал, когда писал эту статью. Его ужас, похоже, не случаен, а парадигмален. Похоже на то, что это спонтанный единичный случай того, что переживают многие продвинутые буддийские практики и что они называют непостоянством или растворением и появлением феноменов (т.е. не самих объектов, а их образов в уме) заодно с отсутствием «я». По-моему, я даже встречал пару-тройку таких в своих онлайн «путешествиях» по буддийскому рунету.


Ниже я привожу перевод последних двух абзацев этой статьи, в которых это акцентировано.



«Еще одна возможность, заслуживающая рассмотрения, заключается в том, что понимание непостоянства и бессамостности сами по себе могут быть следствием повышенной чувствительности восприятия, связанной с сенсибилизацией, и что они сопровождаются страхом в силу их общего механизма. Это помогло бы помочь понять, почему изменения восприятия, такие как восприятие явлений в виде крошечных частиц, также представлены в тексте Лингпы как ньямы, и это может также объяснить, почему инсайт (знание о) появления как ужаса представлено как следующее за знанием о растворении, при котором прекращаются кратковременные ментальные и перцептивные явления. В книге "Прогресс зрения" Махаси Саядо (1994, стр. 22) описывает эту стадию как аналогичную
"наблюдению за непрерывным исчезновением летнего миража мгновение за мгновением; или это похоже на быстрое и непрерывное лопание пузырей во время сильного ливня, когда большие капли дождя падают на поверхность воды." Похожий
образ также встречается в книге "Путь очищения", в которой используются различные другие метафоры, чтобы передать, на что похоже знание о растворении, в том числе описывающее его как "рассеивание мелкой пыли" (Буддхагхоса, 1991, с. 667). Некоторые практики и учителя, опрошенные в ходе исследования VCE, также связали изменение ощущения себя с более пристальным вниманием к перцептивным, телесным и агентным процессам. Таким образом, страх, связанный с инсайтом, может не всегда быть результатом изменения мировоззрения; возможно, страх, связанный с инсайтом, является результатом того, что и то, и другое возникает в процессе сенсибилизации.


Хотя эти когнитивные модели могут помочь нам понять, почему во время медитации могут возникать определенные перцептивные и эмоциональные переживания, а также почему с ними могут быть связаны когнитивные озарения, ценимые в буддийской традиции, остается неучтенным еще один аспект исторических данных, а именно концептуальные и аналитические аспекты буддийской медитации, которые практически не изучались в нейробиологических исследованиях медитации (Дэвидсон и Дал, 2017). Действительно, исследования по раннему буддизму, проведенные Гамильтон (2000), Коллинз (2013) и Шульман (2016), среди прочих, обосновали понимание буддийской медитации не только как процесса наблюдения ощущений "снизу вверх", но и как использования когнитивных систем "сверху вниз", которые оценивают ощущения в соответствии с основными буддийскими концепциями, такими как непостоянство, неудовлетворенность и отсутствие самости. В соответствии с философскими и эмпирическими исследованиями когнитивной проницаемости восприятия (Зеймбекис и Рафтопулос, 2015), нейробиология медитации могла бы обогатиться за счет учета того, как связанные с медитацией мировоззрения и практики аналитической медитации могут формировать соответствующие переживания. Мы надеемся , что эти наблюдения, касающиеся сложности и разнообразия буддийских медитативных практик и связанных с ними переживаний, будут в дальнейшем исследованы как учеными, так и гуманистами (humanists)».


Конец цитаты.



Второй абзац очень важен, т.к. он показывает, что буддисты концептуализируют этот опыт ужаса непонимания воспринимаемого, как опыт восприятия непостоянство сущего, хотя скорее всего воспринимается не непостоянство внешнего мира, а его образа, который на автомате создает нам наш мозг (ну, по кранйей мере, по началу...). Насколько понимаю, радикальный эмпиризм в данном случае может состоять в том, чтобы хотя бы на время «вынести за скобки» буддийский шаблон «непостоянство, бессамостность» и ценить соответствующий опыт, как пульсацию восприятия…


Но в данный момент, конечно, главное, что похоже на то, что ужас моего субъекта опыта в статье «Понимание воспринимаемого от первого лица» не случаен, а парадлигмален для буддийских практик и понятно, где искать аналоги.



Другие статьи в литературном дневнике: