Одержимость и ОСАИ.

Александр Кукаров: литературный дневник

Одержимость мне интересна, поскольку, как я уже писал в Литературном дневнике раньше, Дж. Фрэзер (1854-1941), британский социальный антрополог, фольклорист, религиовед, антрополог, этнолог, историк религии, крупнейший представитель культурной антропологии в первой половине XX в., в т.ч. и автор книги «Золотая ветвь» (1890), ставшей вехой в истории антропологии, высказал мысль о том, что божественность древнеегипетских фараонов можно понимать именно таким образом. Обожествление фараонов у меня стоит в плане, как возможный "механизм" древнеегипетского палеоконтакта и поэтому мне было интересно следующее сообщение И.С. Бутова на его страничке ВКонтакте:


«Уфоком» совместно с сектором по изучению полтергейста при «Космопоиске» и при финансовой поддержке «Общества сохранения аномалистических исследований» (ОСАИ) начинают новый проект по поиску, оцифровке и переводу в текстовый вид архивных дел об одержимости демонами и обрядах экзорцизма, проводившихся с XVIII по начало XX века в Российской империи.


Для меня И.С. Бутов (Минск, к.с.-х.н.), как и завсектором по изучению полтергейста «Космопоиска» Н.В. Томин (Иркутск, к.т.н.) - это в первую очередь соавторы П.В. Флоренского в ключевой для моего проекта «Чудеса маслоосаждения» статье о мироточащих иконах в журнале «Природа» 2019 г. Эти известные в СНГ и не только исследователи аномального довольно давно и довольно активно вместе и раздельно публикуют работы в этой области, о чем можно легко узнать из сети. (Известный в свое время исследователь аномальных явлений В.Н. Фоменко считал мироточение одним из проявлений полтергейста.)


Я не нашел сайт ОСАИ и раньше о таком обществе не слышал, но если оно создано, то, наверное, «аномалистические исследования» сами не «выживут» и члены ОСАИ считают, что их надо сохранять, например, финансово их поддерживая, как этот совместный проект «Уфокома» и «Космопоиска».


Чисто гипотетически я могу себе представить, почему такие исследования могут не выжить в случае одержимости. Например, по той простой причине, что некоторые ее проявления в поведении людей описаны в симптоматике психических заболеваний в Международной Классификации Болезней и проблем связанных со здоровьем. А если так, то при чем тут какие-то аномалистические исследования? Это психиатрия с психотерапией и «одержимых» надо лечить, если они опасны для окружающих и для себя. Соответственно, такими больными должны заниматься не к.с.-х.н. с к.т.н. со товарищи, а специалисты в области психиатрии, желательно, конечно, с научными степенями в медицине. Соответственно, обрядами экзоцизма в Российской империи должны заниматься профессиональные религиоведы с этнографами.


Или все-таки одержимость выходит за рамки психиатрии с психотерапией, и одержимые – это не просто «психи-ненормательные»? Равно, как и за рамки "чистого" религиоведения с этнографией? Члены ОСАИ, по-видимому, считают, что выходит, что в ней есть что-то "аномалистическое" и поэтому дают деньги к.с.-х.н. И.С. Бутову с к.т.н. Н.В. Томиным на этот проект.


С интересом жду появления в сети их совместных публикаций об одержимости в Российской империи.


P.S. На сайте Уфокома среди его проектов был и проект «Одержимость» (2012-2019 гг.). Его описание:


«Проект «ОДЕРЖИМОСТЬ» – изучение связи феноменов полтергейста и одержимости.
Ответственные исполнители: Томин Н. В., Алексинский В. С.
Сроки реализации: 2012–2019 годы.


Одним из важных транскультурных паттернов феномена ПГ является проявление признаков транса одержимости у пострадавших от «шумного духа», прежде всего, у фокальных лиц. В этом случае одержимость может являться лишь составной частью ПГ-процесса. Д. Скотт Рого один из первых указал на сходный набор аномальных проявлений (левитация, слышание голосов, психокинез и т.п.) имеющие место как при одержимости, так и в некоторых случаях полтергейста. Более детальное изучение этой проблематики в рамках сектора позволило выделить ряд конкретных особенностей в протекании критических форм ПГ, которые позволяют предположить, что проявление одержимости в этом случае является лишь одной из форм психического воздействия на человека со стороны ПГ-среды в конечной фазе протекания явления. В этом случае можно выделить следующие стадии: 1) инфицирование; 2) подавление; 3) одержимость. Более того, проведенный анализ указал на схожую симптоматику типовых недомоганий фокальных лиц и больных с диссоциативными расстройствами.


Целью проекта является совместное исследование феноменов одержимости и ПГ с более детальным анализом их взаимосвязей, а также особенностей протекания. Предполагается разработка общей модели развития критических форм («демонических») ПГ и выработки мер противодействия их опасным, агрессивным проявлениям, прежде всего в области психического воздействия на очевидцев. В рамках проекта планируется решить следующие задачи:


• формирование базы случаев «демонических» ПГ, где, помимо прочего, проявлялся феномен одержимости;
• проведение различных тестов (психологические тесты, тесты на паранормальные способности, в том числе и на «патологию sacrum» и пр.) c лицами, которые проявляют признаки транса одержимости;
• практическое изучение в местах ПГ-активности различных стадий протекания «демонических» форм феномена с сопоставлением характерных признаков и выработкой прогнозов возможной одержимости фокального лица (в конечной стадии);
• выработка мер по противодействию негативному психическому (психологическому) воздействию ПГ-среды на очевидцев. »


в списке публикаций статьи Томина, Алексинского и
Бутов, И. С. Архивные свидетельства о «самовольных экзорцизмах» в Российской империи в XIX – первой половине XX века / И. С. Бутов, Н. В. Томин // Религиоведение. – 2020. – №2. – С. 62–76.


Как видим, И.С. Бутов уже работал с архивными материалами по экзорцизму в Российской империи.



Другие статьи в литературном дневнике: