Я тащусь от этих ребят

Александр Кукаров: литературный дневник

Как древние египтяне воспринимали время? С самого начала проекта о чудесах маслоосаждений было ясно, что наряду с гипотезой переноса (откуда берется растительное масло на иконах? по крайней мере в одном случае - из вакуума по мнению группы Флоренского или переносом, откуда оно уже есть) есть еще идея о том, что происходит вторжение вечности в наш мир. Это предыдущему не противоречит, только акцент делается на времени, а не на вакууме или переносе чего-то из одного «места» в другое.


Другими словами, по теореме Э. Нетер нарушение закона сохранения энергии (в замкнутой системе) – т.е. в данном случае появление веществ не понятно откуда - означает неоднородность времени. Вот в этом месте, где появилась капля, что-то не то со временем – напоминает нам Э. Нетер. Все трудности применимости ее теорем к данному случаю отсылаются за Можай – применимы и точка.


«Живые» статуи древнеегипетских богов, а заодно и мумии, - это тоже вторжение другого масштаба времени. Соответственно, интересен вопрос, который я уже задал в начале. В связи с этим читаю сугубо научную книжку египтолога:


Steven R.W. Gregory. Tutankhamun Knew the Names of the Two Great Gods Dt and nHH as Fundamental Concepts of Pharaonic Ideology. Archaeopress Egyptology 38, 2022. 195 р.


И тащусь, потому что в параграфе «О природе времени» (ни больше, ни меньше) у этого весьма серьезного автора, что видно уже по его обзору дебатов египтологов о переводе понятий Dt и nHH (обычно: вечность и циклическое время), вижу, во-первых, что, по его мнению, они зашли в тупик. Это не очень удивительно, т.к. наши техногенные представления о пространстве и времени, реальности и, соответственно, их восприятие, далеки от древнеегипетских, поэтому египтологам их трудно понять. Но понимать-то надо, они же египтологи, и поэтому, по мнению автора, работает этнографический подход:


«существует двойной способ выражения, имеющий отношение к восприятию универсальной реальности фараонами, аспекты которого, по-видимому, не совсем отличаются от особенностей описанного языка хопи».


Хопи – это индейское племя из Аризоны (США). И дальше:


«Здесь не подразумевается какая-либо прямая или даже косвенная связь между культурами хопи и Древнего Египта, а просто предполагается, что использование того, что можно рассматривать как метафизико-физическое разделение в языковой конструкции в культуре хопи, указывает на возможность аналогичного когнитивного различия в других культурах».


Хопи воспринимают мир, примерно как древние египтяне – предположение на основе анализа языков. Класс! Это особенно важно по причине роли магии у древних египтян, как и у других «нецивилизованных» народов...


В Словаре перевода Аллена 2015 г.Текстов Пирамид есть термин eternity, веяность (dt - The perception of time as linear and progressive.). Dt встречается 59 раз. Есть также и nhh - continuity: "непрерывность.Восприятие времени как вечного цикла дней, сезонов и лет; как бог, сопровождает Солнце в его лодках", nhh встречается 3 раза. Грегори насчитал 9 раз, наверное, учел производные от nhh. Эта значительная разница явно работает в пользу идеи Грегори о том, что dt - это мета-физическая реальность, а nhh - физическая (чувственно воспринимаемая), ведь ТП точно не о жизни в чувственно воспринимаемом мире.



15.05.25 Когда же дело доходит до влияния религии и жрецов древних египтян на интеллектуалную элиту греков, то двойственность физического и метафизического, материального и идеального, которую лингво-этнологи обнаружили в языке хопи, аналогичную dt/nhh древних египтян, автор пытается усмотреть в двух мирах Платона (идеальный и материальный). Платон, конечно, в соответствующих своих трудах не признавался, что свои два мира подсмотрел у египтян, но, исходя из влияния египтян на греческих философов и лично на Платона, автор подозревает его в этом.


Среди хопи, конечно, не было столь могучих философов и их разделение мира на аналог физического и метафизического, материального и идеального – это следствие их (чувственно-экстрасенсорного) восприятия.



Другие статьи в литературном дневнике: