Совершенно неожиданно

Александр Кукаров: литературный дневник

было обнаружить в сборнике «Born in Heaven Made on Earth: the Making of a Cult Statue in the Ancient Near East», который появился на моем «маршруте» древнеегипетского ритуала открытия или омовения уст культовым статуям, т.е. их «оживления» (не забываем о "жизни" священных христианских образов чудесами маслоосаждения, мироточения, кровоточения и т.д.), в дополнение к статьям о теологии культовых статуй в Древнем Египте и ритуале открытия уст в Месопотамии еще и статью по этой тематике для современной южной Индии. Где древний Ближний Восток и где современная южная Индия?! Но редактор сборника M. B. Dick не удержался, а автор статьи согласилась участвовать.


Joanne Punzo Waghorne. The Divine Image in Contemporary South India: The Renaissance of a Once Maligned Tradition


с такими эпиграфами и современностью (1999 г.)


Ни один индус, получивший английское образование, никогда не сохраняет искренней привязанности к своей религии. ...Я твердо убежден, что если наши планы в области образования будут реализованы, то через тридцать лет в Бенгалии не останется ни одного идолопоклонника среди уважаемых слоев населения.
— Лорд Маколи, 1831 (1)


Вам может показаться невероятным, что образованные люди сегодня встают на защиту идолопоклонства. Неужели Индия ничему не научилась? ... Индия - страна противоречий. Самая метафизическая из рас по-прежнему остается самой политеистичной и склонной к идолопоклонству.
Джон Генри Барроуз, 1896 (2)


(1) Цитируется из письма Маколея к своему отцу в 1835 году (Smith 1879: 193). Лорд Маколей написал знаменитый протокол (британский бюрократический термин, обозначающий меморандум), в котором изложил новую британскую политику поддержки высшего образования по образцу английских университетов и на английском языке. До этого у Ост-Индской компании были вспомогательные школы для изучения санскрита и индийских народных языков.
(2) Барроуз был президентом знаменитого Всемирного парламента религий, проходившего в участие в Колумбийской выставке в Чикаго в 1893 году. Вдохновленная парламентом, миссис Кэролайн Хаскелл основала лекторий по сравнительному религиоведению в Чикагском университете, который работает и по сей день, а также организовала еще один лекторий для чтения в Индии. Барроуз был выбран для поездки в Индию в 1896 году и прибыл туда сразу после триумфального возвращения Свами Вивекананды, чья страстная защита индуизма в Парламенте Мира сделала его знаменитостью среди образованных индусов в Индии и среди сторонников нового сравнительного изучения религии в Америке. Барроуз в его лекциях, быстро опубликованных под названием "Христианство, мировая религия", пытался (безуспешно) заглушить гром Вивекананды (1897: 73)



Стр 212-213 «… Полтора столетия спустя драма крестового похода против “идолопоклонства” разыгралась с великолепной иронией. Молодые индийцы с удовольствием увлеклись британскими науками, общественными науками и философией. Они овладели английским языком, овладели им в совершенстве и сделали его своим. Индия дала миру крупных литературных деятелей, ученых, философов и многочисленный средний класс журналистов, ученых, инженеров, администраторов и бизнесменов. Но в Индии, особенно в Южной Индии, также сохранилось “идолопоклонство”. Здесь живые культовые традиции продолжались непрерывными родословными скульпторов, четырех храмовых архитекторов и ученых священников. В современной городской Индии индуистские ученые продолжают обучать сложным ритуальным текстам на санскрите, агамам, которые, подобно месопотамским и египетским источникам, посвящены богослужению в храме и сочетают практические указания с теологическими размышлениями».


Ура, интернету и ресурсам открытого доступа!



Другие статьи в литературном дневнике: