Ирония Рязанова...
Вообще, мой любимый рязановский мужской персонаж - Платон Рябинин (Олег Басилашвили) из не менее любимого "Вокзал для Двоих".
Но, никак не Евгений (Олег Мягков).
В финале "Иронии Судьбы" перекличкой звучат гениальные стихи Александра Кочеткова ("Баллада о прокуренном вагоне", переименованная как "С любимыми не расставайтесь", 1932).
А потом Мягков заходит в квартиру и сюсюкается с мамочкой, не умея и в 30 с чем-то лет отстоять личную точку зрения.
Контраст - убийственный.
«Мама, да и не нужно мне жениться, ведь правда? Всё равно никто не будет так ухаживать за мной, как ты. Представь, у нас с тобой здесь появится посторонняя женщина. (!!! - примеч.)
Ещё не известно, как вы поладите, и поладите ли. Я начну раздражаться... Нет, всё, к чёрту!»...
Хоть режьте, хоть бейте - Надя соответствует этим стихам, Евгений - нет. Абсолютно.
А мамина реплика Наде - это просто УЖОС.
И он молчит...
Но скажу и об ином.
У Ипполита ноль шансов не потому, что он "слишком правильный", или "происхождением не вышел".
Это - убедительные, но внешние причины.
А глубинно - в родной "русской матрице" испокон веков (причем, обоими полами))) ценятся два мужских типажа: Воин и Мыслитель.
Собственно, можно не противопоставлять одного - другому: ежедневная "внутренняя брань" живого, мыслящего человека пострашнее сугубо внешней.
У Ипполита изначально проигрышная позиция, потому что он прообраз преуспевающего топ-менеджера.
Эдакий успешный и состоявшийся продавец определенного продукта, включая себя самого.
(Рязанов ведь угадал безошибочно - и 90-е, и "нулевые" - во всех смыслах - годы).
На таком фоне (если говорить о настоящей женщине, а не гламурной дурочке, млеющей от дефицитных французских духов) Ипполит проиграет даже (по сути - маменькиному сынку, не тянущему на Мыслителя, мещанину с налетом интеллигентности) - Евгению.
Конечно, если вести речь об Отношениях, а не браке по расчету...
Забавно...
Вся страна любит этот фильм, но многие ли понимают суть, зашифрованную Рязановым?
Другие статьи в литературном дневнике: