Пророк Оруэлл...

Константин Жибуртович: литературный дневник

... В двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются только по номерам.
Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением - как правило, единогласно.
Руководящий принцип Государства состоит в том, что Счастье и Свобода несовместимы...


***


Оруэлл исчерпывающе раскрыл тему - не случайно, его "1984" и "Скотный Двор" были под запретом в СССР. Если стороннему наблюдателю от начала процесса перевоплощения жителя Утопии (минуя поэтапные стадии) резко перенестись в конец - он попросту не узнает этого человека.


Все эти механизмы - прекрасно и достоверно - отображены Оруэллом. Сначала - серия мелких уступок и личных внутренних компромиссов. Затем - втягивание в навязанный Кисель (ничего иного ведь нам не предлагают!), привыкание и постепенное воспевание Киселя с его несменяемым Благодетелем.
Но падение (как и восхождение) тоже бесконечно - пока человек не прозревает сам. Адаптироваться к этому Киселю, более-менее устроиться в нем, отторгая мало-мальски критические вопросы, а потом и воспеть сие месиво (ради душевного комфорта) - ему уже недостаточно.


Тут и начинается "последний крестовый поход" - имперский. Крестовым я его назвал оттого, что он всегда ставится на глубинно-внутреннюю основу, с идеологически паразитирующими религиозным сознанием человека глашатаями и кукловодами. Т.е, наш Кисель и наш Благодетель - лучшие и самые праведные в Мире, и ради установления этого счастья повсюду нам не жаль ничего - ни судеб, ни жизней. Евангелие - "нравственный придаток" военной пропаганды. Это уже чистый сатанизм. Завершающийся, по замыслу Благодетеля и его "жрецов", безликим парадом выживших подданных Единого Государства с номерами на спине. Империя - победила, "рай" - установлен. Салют, шампанское и один выходной - рабам...


Если вспомнить Историю, то (слава Богу!) Он уже не единожды срывал подобный апокалипсис вынужденным вмешательством...



***


Фредерик Бегбедер писал: «Система побеждает в тот миг, когда ей удается заставить людей полюбить свою тюрьму».
Оруэлл наглядно и поэтапно показал: "любовью" и смирением к тюрьме дело не заканчивается. Когда люди абсолютно лишены здоровой внешней и внутренней свободы, эту "любовь" они начинают причинять другим...



Другие статьи в литературном дневнике: