О душевности...

Константин Жибуртович: литературный дневник

В новогодних поздравлениях литераторов все чаще звучит простое пожелание: дай Бог пережить наступающий год. Не самоцель, конечно. А просто - хотелось бы кое-что переосмыслить, доформулировать, отобразить. Да и рановато еще... Туда.


Человек пишущий (вопреки навязанному извне ярлыку о "разухабистой есенинщине") - один из самых здравых и трезвых в современном российском социуме. Он (волей-неволей) внимательно наблюдает за различными срезами общества, подмечает, анализирует, сопоставляет. При этом (внутренне) чаще всего независим от "принадлежности к..."
Таким образом, литератор, особенно - в провинции - лишен розовых очков (зачастую, подсознательно надеваемых, дабы по-детски отмахнуться от объективной реальности). Он (если конечно не зарабатывает этим, идя на сделку с совестью) отказывается являть через творчество навязанные властью и церковью в келейных интересах "конъюктурные доктрины лубка" - о "православии, самодержавии, народности". Никогда не станет зазывать и на новые "великие стройки", из-за которых полягут тысячи людей и попадут под молох миллионы судеб.
А станет - творить Империю изнутри, т.е - свой Мир, паззл в мозаику гармоничной Вселенной, свободной от доктрин, идеологов, "исторических целесобразностей".


Таким, безусловно, был и Высоцкий - чей день памяти как раз сегодня, 25 января. Он ведь проживал каждый день и вечер как последний, без розовых очков (церкви, империи, идеологии, мифологии - в том числе) и благодарил, что утро дает новый шанс - а ведь оно могло бы и не наступить.


И еще об одном штампе, помимо сплошных "витающих есениных". Принято считать: да, на Западе существует развитой пакет прав, социальных гарантий, большее уважение к честному труду и отдельной человеческой личности, но... Все это - суховато, холодно, механистично; в конечном итоге - "скучно". Как сказал (прожив 25 лет в Англии и Австралии) русский литератор Витальев, в России (при огромном социальном неблагополучии) существует эдакая "ясность тюрьмы". Дотянуть до зарплаты и свести концы с концами, и так - годами. На Западе (при внешней обеспеченности) просыпаются иные враги - уже внутренние. И нет той "русской душевности"...


Огромная беда лишь в том, что в искаженном, столетиями выживающем социуме душевность эта - тоже искажена и нездорова. Она избирательна, подчинена личному эго, зачастую - алогична, и всегда - страдает вкусовщиной и необъективностью. Отсюда и тотальное кумовство на всех уровнях общества - от уборщицы до президента.
В результате на корню размываются даже базовые понятия элементарной социальной справедливости - о чем тоже много раз пел Высоцкий - и в легком жанре (юмор, социальная сатира) и в серьезном (баллада, драма).


Кстати, как раз душевность Высоцкого (если говорить о творчестве!) была объективна настолько, насколько это возможно в падшем обществе. Ему, в некотором смысле, повезло: он имел дар глубоко обратиться - и ко всем, и к каждому в отдельности. Вне зависимости от степени родства, общности личных вкусов, человеческих симпатий.
Правда, отдавая извне, не мог восполнить энергию вовне. Но эта жертвенность - неизбежный крест той самой, подлинной душевности...



Другие статьи в литературном дневнике: