Три аккорда

Константин Жибуртович: литературный дневник

Свою книжицу закончив (сплетни про церковный Адъ) нонче я уполномочен (чему несказанно рад) насаждать свою духовность, образованность и ум, обличать беспрекословно всех врагов сих светлых дум. Помолясь, начну-ка сразу - бить, не покладая рук! Пусть капитализм - зараза, но придумал он фейсбук! И в своей привычной роли - под закуску, да винцо - я устрою трэш и троллинг для всех светских подлецов.


(из "посвящения" неугомонному носителю "света и карающей десницы" Чаплину)



***



Ещё относительно недавно я искренне считал, что - не столько с чаплиными, сколько с тем, что они олицетворяют и несут в масс-медиа надо "бороться". Реагировать, писать об этом, доносить суть близким людям. Но вот, относительно недавно, отмечали День Рождения сотрудницы на работе. Как-то так сложилось, что ближе к вечеру остался один в компании нескольких дам (у нас, вообще, на 90% женский коллектив). Сами меня растормошили на эту тему :) Рассказал о взглядах махровых консерваторов РПЦ на принципы вступления в брак, о домострое, монархии, "помазаннике", всесмирении и прочих человеческих ересях, прикрывающихся Писанием. Слушатели моих речей - из условной "интеллигенции", у некоторых - по две "вышки", преподают, публикуются - и т.п.


А потом я хотел обосновать пагубность всех этих искажений ревнителей. Не успел. Дружно грянул звонкий женский хохот. С последующей просьбой: расскажи что-нибудь ещё. А то трудимся, преподаём - а качественного юмора не хватает :)


Я отлично понимаю Андрея Кураева, который мастерски бьёт по сумме всех этих дремучестей в своём ЖЖ. А также прекрасно образованных пастырей и очень глубоких людей - Уминского, Митрофанова, Мещеринова, которые если и не реагируют напрямую, то один Господь ведает - чего им это стоит. Но все они - внутри РПЦ и вынужденно несут крест невежества за своего собрата. Я, к счастью, не имею никакого земного отношения к этому феодально-архаичному з е м н о м у устройству, и опыт сотрудничества с одним из православных проектов в 2013 году навсегда отучил меня иметь с ними дело впредь.


Так чего реагировать на поток ересей, если многие люди - попросту смеются. И ни один умный, мыслящий человек (вне зависимости от пола и возраста), за исключением маргинальных неофитов, за ЭТИМ никогда не последует. Тролль пишет воинствующе-невежественно именно для того, чтобы его читали и плевались. Убери эту подпитку - он пуст и мёртв.



***



Я бы хотел, однако, сказать и об ином...


Один мой знакомый музыкант недавно играл т.н. "шансон". Ну, жизнь заставила - кому сейчас хватает денег в стране-банкроте. Сам имеет классическое музыкальное образование, прекрасно знает рок в его лучших проявлениях. Потом рассказывал за посиделками:


- Приехали в эту дорогую кафешку, репертуар изучили прямо по дороге. Заиграли. Через 15 минут весь зал - наш. Рукоплещут. Два раза в конце этой халтурки вышли на бис.


- Молодцы - говорю - вошли, что называется, в образ.


Он смеётся:


- Я тебя умоляю от таких театральных слов. Это что, музыка?! Полтора аккорда. Но, знаешь (уже философски). - Народ просто несчастный. Я подумал: как мало нужно человеку (музыканту) с минимальными способностями, чтобы понравиться и заинтересовать...


И тут я ему - сколь резко, столь и убеждённо - возразил.


- Нет! Понимаешь, я тоже так считал в 90-е: покажи им Мир в чуть большем культурном разнообразии (через ту же музыку) - воспрянут, потянутся, расцветут. И "миссионерил". А сейчас, когда никто не в силах ограничить (хотя бы, заочный) доступ к бесконечному многообразию искусства (несколько кликов в сети - и самообразовывайся на здоровье!) - мне их совсем не жаль. Я тебе больше скажу: эти люди без всяких цитат Достоевского сами себя сузили. Ну, сыграй им на том же корпоративе самое простое, красивое и сентиментальное из тех же цеппелинов - Going to California, All of my Love. Не удивлюсь, если сунут два пальца в рот и засвистят. Они сознательно выбирают эти "тыц-тыц" и один аккорд "про ушаночку".


Мы допили пиво под уже понятные обоим меломанские разговоры, он ушёл, а я задумался...


Собственно, и в жизни многим из них насущны вот эти "три аккорда". Мудрый царь, гуру-батюшка, набор частично древнеязыческих традиций и "инструкция по спасению" с боязнью многообразия этого Мира.


К счастью, молодёжь (в большинстве) уже совсем иная. Задающая неравнодушные вопросы и учащаяся уважать правоту иных укладов. И, что самое важное - без маргинального навязывания и опрокидывания "чуждого" во имя "истинного".



***



PS
А наши дамы смеялись так искренне и душевно, что я осознал: всех этих анахронизмов из лубка давно не существует. За исключением фантомов в их виртуальных мирках на страницах соцсетей, да в сектантстве. Но это - уже отдельный и (признаюсь) совершенно неинтересный мне разговор...





Другие статьи в литературном дневнике: