NOTA BENE, или о подлинных гонениях нашего века

Константин Жибуртович: литературный дневник

«Наша цивилизация построена именно технарями-мужчинами, поэтому женщины и гуманитарии, волей-неволей, будут являться изгоями».


(из комментариев к статье Андрея Десницкого)



***



На самом деле, ничего «из ряда вон» не происходит. История человечества без розовых очков всегда строилась на трёх китах – Власть, Война, Торговля (деньги являлись кровеносной системой, инструментом в руках законченных циников). Об искусстве и культуре вспоминали лишь сильно напакостив, а то и откровенно ужасаясь от содеянного – как после Второй Мировой, к примеру. Так ходят на исповедь, чтобы потом опять взяться за старое.


Единственное различие ХХI века с минувшими – именно сейчас предпринимаются попытки онтологически уничтожить само понятие гуманитарий, придав его носителям облик не просто безответственных болтунов, упивающихся Словом, но и бесполезных всякому обществу, следовательно – асоциальных элементов. Прежним моделям социума было свойственно лишь иронично-снисходительное отношение: пускай живут; в любом случае, они не влияют на ход текущих событий, будь то политика, экономика и прочие инструменты власти. Но попыток не просто принизить, а унизить базовый инструмент всякой цивилизации – Язык; инструмент более древний, чем всякая форма государственности (как подметил Бродский) – ещё не случалось.


Это уже свойства Апокалипсиса. Предельно технологичное общество, упрощение и уплощение сложных истин, а затем – и отказ от них. Это даже не пророчества Оруэлла, это уже Иоанн Богослов. В социально-неблагополучных и коррумпированных системах процессы становятся выпуклыми и ускоряются. В этой парадигме нынешняя РПЦ, вечно-послушный союзник и главный идеолог российской власти, в самом деле, с ней абсолютно совпадает. Государству насущны работящие технари, «избранным» феодалам РПЦ – послушные прихожане. Ради чего не жаль пожертвовать даже церковно-интеллектуальной элитой (Флоренский, Лесков, Сурожский, Шмеман, Мень – не говоря уж об Уминском и Кураеве). Монополия на озвучивание «истины» под указку и тренд Кесаря. В Истории, разумеется, не ново – всякий тоталитарный режим в поздне-необратимой стадии держит за врагов уже не Навального, а просто всякого размышляющего и ставящего вопросы. Гуманитарный склад ума способствует этой «оппозиционности» в наиболее опасной степени.


Сама по себе попытка не просто высмеять, а уничтожить гуманитарные ценности, конечно, бессмысленна – они (в той или иной степени) заложены в естество человека от Сотворения Мира. Умная власть (светская или церковная) это понимает и даёт отдушину, зелёный свет искусству и культуре. Как и право на критичное мышление, возможность ставить неудобные вопросы. Архаичные системы (да ещё в условиях кризиса с отсутствием прежних финансовых ресурсов) ведут себя иначе: они доводят до той стадии, когда власть напоминает человека, у которого есть рот, желудок и задний проход – как метко выразился Юрий Шевчук.


Вот это и есть подлинные гонения нашего века – взамен фейковых церковных. Потом, на новом витке спирали, случается временное покаяние от содеянного и частичное воскрешение гуманитарных ценностей с осуждением предыдущей эпохи. До поры-до времени, конечно. Этот синусоидный аттракцион глупостей двоечников Истории будет вращаться до Конца всех Времён. А задача всякого художника – не меняется: творить, не оглядываясь на…



Другие статьи в литературном дневнике: