Обесценивание

Константин Жибуртович: литературный дневник

Очень точное слово из лексикона психологов – обесценивание. В наш век оно стало тотальным. И это не только свойство постмодернизма и предапокалипсиса. Это защитная реакция комфортного отрицания индивидуума: пускай я – ненастоящий (душа это всегда ощущает безошибочно), но ведь и в мире, и вокруг меня ничего настоящего тоже нет. Тогда происходит подмена понятий: искренность именуется «наивностью», стремление постичь полноту бытия – «пафосом», серьёзное отношение к творчеству – «гордыней» и «эгоцентризмом».


И второй момент, тоже очень важный, как мне видится. Нет в нашей культуре восприятия подлинного понимания, что каждый человек должен заниматься своим делом, вне зависимости от профессиональных перспектив. Хотя бы потому, что это освобождает личность от множества внешнеприобретённых неврозов. Если любимое занятие не стало профессией, то и т.н. хобби, каким бы непрактичным и даже нелепым оно ни казалось иным людям, следует поощрять. Переживания, сомнения, порывы, победы и поражения человека не уникальны, но очень важны для него. Всегда.


Но здоровая эмпатия; тем более – поощрение, похвала, признание вообще не свойственны родной педагогике (иногда мне кажется, что она позаимствовала это отношение из монашеских уставов*). Не хвалить, но посыпать голову пеплом. В достойном произведении выискивать малейшие недостатки, заостряя внимание именно на них. Дабы «не испортить» человека. И чем больше ему дано – тем безжалостнее мы «критикуем». Этот «гад» талантлив, так не дадим ему ни единой поблажки! (Кстати, именно так Ахматова внешне относилась к Бродскому, хотя, думаю, очень его любила).


На самом деле, это тоже – более тонкая, интеллигентная, но разновидность обесценивания. Мне вот совсем не зазорно искренне похвалить человека за прекрасный труд. Это не лесть, не угождение ради дружбы – я способен прямо сказать и о том, что не понравилось, и почему. Человек должен ощущать ту самую «обратную связь», – «мне понравилось, и это важно не только для тебя». Отклик, в том числе и заслуженная похвала – нечто вроде привала у костра во время длинного перехода по тайге. Согреться, хлебнуть из братской фляжки, обменяться мыслями. Чтобы поутру двинуться дальше.



*прим: То, что хорошо для монашества, нельзя (да и невозможно) слепо переносить в светскую систему взаимоотношений. Это глупость, которая (по мне) хуже злого умысла.



Другие статьи в литературном дневнике: