Т-34, или World of TanksВ общем-то, я понимаю, что от картин о войне можно требовать достоверность лишь до определённой степени. И если снимать неприкрытую правду по документалистике Светланы Алексиевич, выдержат это единицы: тот самый случай, когда восхищение подвигом никак не компенсирует осознание подлинного ужаса случившегося. Наиболее выигрышный (и, одновременно, гуманный) ракурс – психологическое кино, когда война неизменно присутствует в фильме, не укрупняясь до деталей сражений. Война, как возможность поразмышлять о ней и (что для меня лично стократ важнее) сформулировать вопрос: способны ли мы извлечь из неё духовный урок дальше, чем на одно-два поколения. Или вновь впадём в историческую амнезию, порождающую ложное мессианство, имперскую риторику, религиозную нетерпимость, романтизацию войн и вляпаемся в новую гуманитарную катастрофу. Таким фильмом-осмыслением был «17 мгновений весны». В новейшей истории – «Рай» Кончаловского. Из голливудских картин – «Операция Валькирия». При всех исторических погрешностях, они дают понимание истины Фолкнера о том, что невозможно вернуться с войны победителем, даже если ты и вынудил противника к капитуляции. Но есть и иной путь – куда более простой, пошлый и кассовый: романтизация трагедии с превращением её в экшн с солдатиками, сидящими в окопах с белоснежно-чистыми воротничками и сытыми лицами. Вот тут счёт идёт на сотни советских и российских картин, да и Голливуд не лучше: чего стоит пошловатый эпос про спасение рядового Райна. И, тем более, мне очевидно, где и когда начинается эксплуатация «военной романтики» – это всегда происходит в государствах с социальным банкротством, не способных предложить людям простую идею: честно трудись = достойно живи. В этом смысле, режиссёр «Т-34» Алексей Сидоров совершил беспроигрышный маркетинговый ход: потакание агрессивной риторике власти, клюквенный и зрелищный эпос с целью отвлечь от действительности, да ещё и совмещение символики картины с самой популярной стрелялкой World of Tanks. Вполне логичное низведение трагедии до фарса и забвение цены всякой войны для общества, случившееся тогда, когда почти не осталось ветеранов обороны Москвы, Ленинграда или Курской дуги. Сюда же можно отнести возрождение эстетики парадов: когда почти отсутствуют реальные экономические достижения, из чулана Истории достаются скелеты прошлого. Есть нечто не просто языческое, а животное в благоговении пред смертельными боеголовками, способными разнести пару микрорайонов любого городка. Триумф и эстетика технико-инженерной мысли? Да. Если она служит созиданию, а не угрозе. Надеюсь, я объяснил, отчего не смотрю в кинотеатрах уже нашумевшую и кассовую премьеру. Дополню лишь одно: как правило, романтизаторы войны – от властных элит до чаплиных и прилепиных, случись эта война в реальности, продолжают нещадно пиариться на ней по ТВ и в соцсетях; в самом худшем случае – попивая чаёк в штабных землянках. Сидеть в окопах и осваивать экстерном навыки выживания будут подневольные призывники, мальчики-гуманитарии, а бегать и ползать по полю сражения, спасая раненых, книжные девочки-медсёстры + малый процент романтиков, которые, как Хемингуэй в молодости, полагают, что война мало чем отличается от футбольного матча. «Мораль» всей этой истории, мне думается, очевидна – и позвольте не произносить её вслух. © Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|