Новые веяния педагогикиМоё отношение к введению в обязательную школьную программу Элвиса Пресли, Queen и Nirvana ничуть не лучше, чем к обязательному Закону Божиему или чтению «Мастер и Маргарита» в старших классах. (Попутно, дабы меня не обвиняли привычно в «антиклерикализме»). Если о конкретике, то Элвис – продукт сугубо американской поп-культуры второй половины 50-х, невзирая на эксплуатацию молодёжного протеста. Ментально, он остался «добропорядочным американцем», а в последние годы жизни пережил трагедию Короля, перекормленного собственной льстивой свитой. Самостоятельной фигурой, поломавшей клише тогдашних канонов шоу-бизнеса (подобно The Beatles) он так и не стал. И его жизненная история, безотносительно десятка талантливых песен, свидетельство возможностей взлёта в Америке парня с бедного провинциального юга. И ещё более стремительного падения из-за невозможности преодолеть клише общества. Queen? Да, ныне это классика, пережившая моду разных десятилетий и нередко сама эту моду формировавшая. Что дано совсем немногим уникумам. Но я вот ума не приложу, о чём мог бы рассказывать школьникам в порядке обязаловки. Суть в том, что каждый их новый альбом если и содержит некий message, то он един: всегда смотри на Мир своими глазами. Ты – уникален. Не бойся любить и чувствовать. И, подчас, сказать об этом. Вне всяких табу. Во все времена, это весьма сомнительный рецепт для родной педагогики, привычной прививать «точку зрения». А то и «кочку», если вспомнить афоризм Цветаевой. Nirvana я бы врубал неофитам, носящимся со своей «единственно подлинной праведностью». Послушай и подумай. Но это всё, как правило, приходит после 20-ти. Как и глубокое прочтение Булгакова, к примеру.
Эффект «обязаловки» (кстати, что там напишут о Queen в учебниках, интересно?!?) схож с эффектом любимой мелодии на будильнике сотового. Через пару недель она перестаёт быть таковой, безотносительно художественных достоинств. И, главное. Рок-культура, как явление, значительно изменившее Мир второй половины ХХ века, онтологически лишена способности быть втиснутой в учебники и методички. Это Feel, как говорят англичане. Он или есть, или… у человека просто иное мировосприятие. Он по-другому устроен. Ему это не насущно, и его внутренний мир надо уважать. Мне кажется, российская педагогика (а суть – советская) медленно, со скрипом, но осознаёт свою зашоренность в консервативных образцах и начинает реагировать на вызовы нового века. Да, неумело, схематично, но реагирует же! Вот это – мой скромный повод для оптимизма. Впрочем, на длинную дистанцию. © Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|