Круглый стол о христианствеВот, совершенно живой и незашоренный круглый стол в рамках дней русской культуры в Европе выложен на странице Елены Зелинской в Facebook. Всем рекомендую видео, и надеюсь, что полная распечатка текста появится на днях на Правмире. Для консерваторов и маргиналов этот круглый стол, впрочем, ничего не откроет. За исключением иронии на тему «собрались либералы-с (это обобщённая и бесконечно-многогранная характеристика), на брегу моря-с, и изящно поумничали-с». Вообще, на данном этапе, – в том числе, учитывая, во что превратил РПЦ за последние лет 7 патриарх Кирилл, – сам факт подобной беседы видится мне маленькой, но победой. Потому как к серьёзной дискуссии на обозначенные круглым столом темы нынешняя РПЦ и немалая часть общества пока не готовы. Разумеется, это взгляд с сугубо светских, пускай и неравнодушных, позиций. Когда один священник как бы поздравил меня с собственным именем (ибо император Константин превратил христиан из гонимых в часть государственной «симфонии», а на отдельных исторических этапах – в мощную влиятельную силу), я ответил, что для меня это сомнительный комплимент. История «государственного православия», от Рима и Византии до СССР и России меня никогда не вдохновляла. А его бесконечные перегибы и по сей день дают прекрасные козыри в руки оппонентов христианства, как совершенно надмирной идеи. А вдохновляли только истории отдельных подвижников разных веков. Нередко, к слову, гонимых той самой «симфонией». И русская литература это прекрасно прочувствовала в темах т.н. «маленького человека», имеющего мужество выйти за рамки бессознательно-коллективного, задавать вопросы, спотыкаться и переосмысливать, но строить собственную жизнь. О христианстве, как восприятии мира, сомнениях, выборе и осознанной позиции отдельного индивидуума блестяще сказал Сергей Чапнин. Личный выбор, личный пример, не имеют прямого отношения к религиозному официозу, формальной принадлежности к конфессии и традиционному общественному сознанию: «Вера построена на личном выборе, а все церковные традиции связаны с тем, что религия укоренена в социуме. И мы видим, что между собой эти вещи не стыкуются. Есть те, кто продолжают жить в иллюзии, что церковные структуры имеют право диктовать, как жить иным, и есть те, кто говорят, что есть Христос, и я живу с Ним. Иногда мне нужна для этого церковь, иногда – нет. Но прежде всего я чувствую свою ответственность перед Богом». (Сергей Чапнин) Сейчас приходится очень аккуратно-избирательно относиться к тому, что изрекают медийные лица патриарха Кирилла (примеры Смирнова у всех на устах). Недоверие и критицизм становятся насущны для сопротивления манипулятивности, мифологии, лукавому софизму (как прекрасная иллюстрация – Худиев) и смешиванию веры с идеологией государства. То, что я называю «уплощением сложных истин». Именно поэтому, подобные беседы лично для меня есть оазис в мире пустословия или механистичного произнесения не прочувствованного человеком через личностно-сокровенный уровень. © Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|