Минкульт

Константин Жибуртович: литературный дневник

Лента пестрит оценочными суждениями о новом министре культуры. «Православная», «друг семьи Михалковых», «но ведь хуже Мединского быть не может!» и т.д. Мне думается, мы опять (подсознательно) ищем если не кумиров, то некий «ориентир».


Между тем, современный министр (и культуры, в том числе) – должность сугубо административная. Топ-менеджер, как бы мы ни воротили нос от этих слов. Но в отличие от министра промышленности, на должности технократа здесь требуются кругозор и зрение. А зрение – свойство души. Позволь существовать искусству и культуре во всех проявлениях, не клеймя личностными оценками. При всём осознании нужд госзаказа.


Сейчас это утопия: требуется историческая личность, способная переломить пагубную тенденцию. Окружение Путина таковых не породит никогда, безотносительно степени светскости или воцерковлённости. Подобные фигуры появляются тогда, когда мы этого заслуживаем.


В картине «Француз» у Андрея Смирнова присутствует внешне второстепенный, но замечательный эпизод. Пьер Дюран едет в гости к столичному изгою-импрессионисту. О чьём таланте с восхищением рассказывают его немногочисленные друзья, клеймя Систему, что душит гениев. (Картины художника, показанные в фильме, с моей точки зрения бездарны, но это лишь моё оценочное суждение). Суть не в этом. Непризнанный гений получает, наконец, работу в рамках Системы и первые заказы. Что-то там намалевать к какой-то славной дате завода или города. Судя по тому, как он тайно гордится тем, что заметили и позвали, это смерть его и без того сомнительного дара. И – да, мой камешек в огород части творческой оппозиции. Бродский состоялся и останется именно потому, что в любые периоды жизни не убоялся произносить в лоб твёрдое «Нет».



Борис Гребенщиков в беседе «Когда общаешься с государством, душа умирает» выразил это более неполиткорректно, чем я:


«Как говорил кто-то из проклятых поэтов, искусство должно быть как ведро холодной воды, которое на тебя выливают. Настоящее искусство не может быть нормальным. Нормальное — это тёпленькая.


Ужас советского и «нового советского» искусства в том, что люди, творящие что-то по определению принадлежащее миллионам, делают это под началом людей, которые ни ухом, ни рылом не понимают в искусстве, так как заняли командные позиции за счёт того, что лижут задницу. Искусством командовать вообще нельзя.


Искусство даже не из-под палки, а искусство, у которого есть рамки, уже не искусство. Поэтому вывод печальный: если государство хочет выжить, то его искусство должно быть без каких-либо ограничений. Как только появляется власть, ограничивающая искусство — всё, эта власть подписывает самой себе смертный приговор. Поэтому я очень желаю современным властям всех стран мира, включая Россию, всё-таки иметь в виду, что нельзя перекрывать самим себе кислород».



PS: Пока писал эту заметку и вставлял цитату БГ, понял, что снова забыл имя нового министра культуры. Это не акт пофигизма или неуважения. Дело в том, что для меня «министры культуры» – люди, к которым я прислушиваюсь. Безотносительно статусов, должностей и «творческой биографии».


И для меня лично это назначение ничего не меняет. В том числе потому, что я тоже не заслужил иного министра культуры.



Другие статьи в литературном дневнике: