О педагогике

Константин Жибуртович: литературный дневник

АННА ДАНИЛОВА:


На втором курсе я четко поняла. И теперь каждый год убеждаюсь (а я учусь постоянно, у меня обычно 2-3 курса каких-то все время висит, за первый декрет я получила специальность фотографа, и мне есть кого и с чем сравнивать)


Есть преподаватели, у которых можно взять столько, сколько ты можешь унести и сколько ты ЗАХОЧЕШЬ унести.


Они классные, милые, приветливые, с ними можно поболтать и попить кофе (это уже я скорее про преподавателей фотографии). Ты взрослый и ответственный человек, мы задали задание, ну а ты - смог - сделал, не смог - не сделал. Не успел закончить курс - мы продлим. Не сдал в срок - мы подождем. Сколько захотел у нас взять, столько взял. Вот я тоже продлеваю курсы, когда просят и вот это все. И понимаю, что введи я некоторое количество более строгих мер, было бы эффективнее.


А есть преподаватели, у которых хочешь ты или не, но они сделают так, что ты будешь знать. Методы у этих преподавателей разные. Кто-то заваливает вас drills так, что ты готовишься только к их предмету, кто-то так смотрит, что просто страшно не знать, кто-то очень жестко регулирует задания и сроки обучения. Типа - два задания не сдал - вылетаешь из курса без сохранения оплаты.


И у них ты реально прыгаешь через голову, все осваиваешь и потом прекрасно с этим работаешь. Однажды я сломала руку и попросила перенести мне диплом по фотографии.


"Ну, - сказала преподаватель, я конечно могу его перенести, но ты не сдашь его со следующим потоком, не будет того темпа и вовлеченности". И я снимала диплом со сломанной левой рукой (и теперь в результате я неправильно держу фотоаппарат - слишком привыкла не давать нагрузку на левую руку). Диплом приняли. И это было очень крутое обучение.


И я ОЧЕНЬ ценю и очень люблю тех, к кому приходишь и знаешь, что тебя ОБУЧАТ в любом случае.



***



Из моего отклика:


Не согласен. В ЛЮБОМ случае – не обучат. Не работает второй подход (изложенный Анной) в современном мире. Даже в самом архаичном монастыре со всеми сверхстрогостями и вздором, калечащим людей до неузнаваемости, работает до поры-до времени. Рано или поздно, но человек, если у него не совсем атрофированы воля и чувство собственного достоинства, хлопает дверью и уходит. Не говоря уж о сомнительной пользе – что знаний, что духовных практик – из-под палки. Потому что это будет по принципу «выучил – выплюнул».


Так и в спорте. В НХЛ тренеры-диктаторы (агрессивные мотиваторы, но слабые психологи) не могут найти себе работу, а отыскав, не демонстрируют выдающихся результатов. Майк Кинэн вчерашний день не потому, что он постарел или стал хуже понимать хоккей. Его педагогика более не работает от слова «совсем». Джо Торторелла, тоже диктатор по духу, проиграл прошлогодний Кубок Стэнли с очень сильным составом уже во втором раунде. А вот в Сент-Луисе, будущем победителе, поощряли каждую мелочь, любой позитив – даже тогда, когда клуб откровенно валился и шёл на последнем месте. Через полгода был выигран Кубок.


Мне логично возразят, что есть такие раздолбаи, которых либерализм просто развращает и они начинают откровенно паразитировать на нём. Согласен. Но и здесь прямое давление чаще всего бессмысленно. А вот создать такую творческую обстановку (в школе, вузовской аудитории, спортивной команде, etc), что раздолбай ощутит себя инородным телом – возможно.


В общем, как и прежде. Можно затащить коня на водопой, но невозможно заставить его пить без жажды.



Другие статьи в литературном дневнике: