Отец Феодор

Константин Жибуртович: литературный дневник

Из Facebook священника Феодора (Людоговского):


В Москве уже 13 октября, а у меня еще 12-е. Что же, пока еще не совсем поздно, можно отпраздновать нечто вроде юбилея: 12 лет назад, 12 октября 2008 года, я был рукоположен во пресвитера. То есть, попросту говоря, стал священником. С учетом последних событий есть смысл подвести итоги этого 12-летия.


Ну-таки, что вам сказать? Результаты получаются довольно скромные. Дара слёзного служения литургии я не стяжал. Никаких чудотворений не совершил. Преданного стада духовных чад не обрел. И даже из наград получил лишь набедренник и камилавку, да и то просто по факту окончания семинарии.


Но если попытаться говорить несколько более серьёзно, то моя фишка заключалась в том, что я старался быть одним из мостиков между РПЦ и светским обществом -- в частности, университетско-академическими кругами. Я закончил филфак МГУ, поступил в заочную аспирантуру -- и одновременно в семинарию. Позже я преподавал в семинарии -- но и в других высших школах разной степени светскости (от МГУ до РПУ, а также на разного рода катехизаторских курсах). Я стал дьяконом и священником -- но при этом был научным сотрудником Института славяноведения РАН. Я занимался академическими исследованиями -- но они были посвящены церковной тематике. РПЦ не было дела до церковнославянского языка -- а я с коллегами из ИРЯ РАН начал делать многотомный словарь богослужебного языка РПЦ.


Еще одной стороной моей деятельности была публицистика. Вроде бы священный сан для этого не был нужен, но так мое слово раздавалось громче. Было время, когда "Правмир" выпускал стенгазету, которую многие храмы вывешивали у себя, -- и в каждом номере этой стенгазеты был мой комментарий к Евангелию. Годовой цикл я не осилил, но где-то три четверти полного круга охватил.


Публицистика довольно естественно перетекла в несколько более активные действия. Когда разгорелось дело Pussy Riot, я подписал письмо Лиды Мониавы. Когда людей сажали по Болотному делу, я надевал рясу и крест и приходил к Замоскворецкому суду. И здесь я тоже был мостиком: мне было важно показать, что и в РПЦ МП (и даже среди духовенства) есть люди, которым не всё равно, которые не хотят и не могут мириться с насилием, беззаконием и наглой ложью.


В прошлом году я подписал письмо священников по поводу летних событий в Москве. А этим летом я написал свое открытое письмо патриарху Кириллу в защиту Беларуси.


Жалею ли я о чем-то? Пожалуй, нет. Это была важная часть моей жизни. И, я знаю, то, что я писал и делал, было важно для весьма многих людей. Но всё когда-то кончается, закончилось и это 12-летие. Что же, значит дальше будет что-то новое. И, уверен, интересное.


Спасибо всем, кто был со мной все эти годы. Жизнь продолжается!


***


Отца Феодора я неизменно читал на Правмире – и не о политике, а именно что на библейские темы. С первых абзацев было очевидно: это не вечный семинарист, вызубривший двести правил с канонами и навсегда зависший в этом состоянии. Он осмысливал Писание и делился сокровенным. Для меня это было бесценно.


Но в его биографии я никогда не копался. Да и внешний ярко-ортодоксальный образ не намекал на элитное образование: скорее всего, семинария, а в остальном человек сделал себя сам, как именуют это американцы. Уважаю таких.


Сегодня утром из этого поста выяснил, что за плечами отца Феодора – филфак МГУ, плюс аспирантура. Рассмеялся: опять я читательски мигом учуял это, не зная-не ведая биографии! В общем, чудеса случаются, но реже, чем я предполагал. И в РПЦ с одной только нынешней семинарией быстро деградируешь, увы. Если не повезёт наткнуться на человека уровня Митрофанова.


Хочу выразить отцу Феодору свою скромную поддержку (да, я в курсе, что басящий божок из Чистого переулка что-то там «низверг» своей бумаженцией). Сил, здоровья и творчества на новом этапе жизни.




Другие статьи в литературном дневнике: