О духовности и ложном эстетстве

Константин Жибуртович: литературный дневник

Читаю в фейсбуке ерунду, которую вывели Ахматова и Бродский на кухонных посиделках в Питере – «Герои Достоевского – постаревшие герои Пушкина». При всём пиетете перед их огромным поэтическим даром, истина дороже. Это ложные изыски эстетствующих умов.


Кто эти герои? Гринёв? Лиза Муромская? Граф и графиня из «Выстрела»? Помилуйте.


Есть во многих пушкинских героях та благодать света по таинству рождения, что зачастую не даётся ни образованием, ни чтением «правильных» книг, ни религиозными аскезами. Эту благодать признаёт и христианство, именуя это допризывающей благодатью.


Эти таинства неизъяснимы, но именно они всегда меня вдохновляли, на контрасте с персонажами Достоевского. Потому что свет должен являться онтологией бытия, а не исключением. Нечего мне искать в Раскольникове. Нечего почерпнуть в Рогожине.


Чуть позже замечательный Алексий Уминский напоминает об одном из фрагментов дневников Александра Шмемана:


«Люблю всё то, что людям кажется промежуточным (идти солнечным утром на работу, посмотреть на закат, «посидеть спокойно»…) и потому неважным, но которое одно, мне кажется, и есть та щель, через которую светит таинственный луч. Только в эти промежутки и чувствую себя живым, обращённым к Богу, только в них биение «совсем иного бытия».


Свойство духовности – подмечать такие вещи и способность проживать их во всей полноте. А не в блужданиях к истине с топором в руке, уж простите.



Другие статьи в литературном дневнике: