Прогулки с Бродским

Константин Жибуртович: литературный дневник

Читая книгу «Прогулки с Бродским», я окончательно избавился от мифа, что Иосиф Александрович являлся «одним из шестидесятников», пускай даже самым независимым и талантливым посреди поэтов, что в конечном итоге тоже привело к эмиграции (ненависть Евтушенко к большему дару, от которой он не избавился до последних дней жизни, облекая зависть в лукавые филологические упрёки, всем известна).


Но в том и суть, что никаким классическим советским шестидесятником Бродский не был изначально. Потому что их эстетика, если образно, исключительно советская – «та заводская проходная, что в люди вывела меня». Иной вопрос, что нам нужны другие – начальник проходной и директор завода. Менее хищные, более гуманные и со способностями ценить искусство.


Это просто данность: дальше этой матрицы франт Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, да и Кушнер, по большому счёту, не видели. И эмиграция Бродского (равно как и Аксенова с Довлатовым) – не о политических разногласиях и вечном сражении «измов», пускай даже на Западе, в том контексте, у них был единственный шанс раскрыть личные дары во всей полноте.


Бродский бесконечно ищет смыслы, интегрирующие человечество. Русского, американца, англичанина, австралийца, индуса и индейца. Это одна из двух истин, что никогда не признает казённо-патриотичное православие с ценностью формальной принадлежности: «ни эллина, ни иудея» и о духе, что дышит там, где пожелает.


Это именно то, что вдохновляет – как вектор и возможность. Та планка – и для поэзии, и для социума – рядом с которой вся романтика берёзок и заводских проходных блекнет и как-то естественно низводится до частных вещей, а политические разногласия становятся усталыми констатациями тех, кто никогда не договорится до хотя бы компромиссных формулировок.


Тем не менее, от жестокосердной и завистливой Мачехи нужно уезжать, если присутствует такая возможность. Что Бродский и сделал.




Другие статьи в литературном дневнике: