Про воскрешение мертвых

Марина Сапир: литературный дневник

Я не могла понять, откуда у Иисуса возникла идея про бессмертие души, что мертвые воскреснут, и надо заслужить оказаться среди воскресших. Ничего подобного в Иудаизме нет.


Сейчас узнала, что была такая идея в Иудаизме. Она возникла у фарисеев, которых Иисус проклинает при каждой возможности. В Иудаизме она не была принята, но их точка зрения зафиксирована в Талмуде среди всех дискуссий.


Я читаю очень интересную книгу Эрика Фромма "You shall be as gods". Эрик Фромм -- социальный психолог, которого я много цитировала. Его философия (которую он называет "радикальный гуманизм") очень близка философии Пушкина в Маленьких трагедиях. Оказалось, он много изучал Иудаизм, и ему есть, что сказать на эту тему также.


Так вот, он говорит, что в Иудаизме не принято говорить о Боге и его свойствах: что Он сделает, и от чего Его поведение зависит. Не принято потому, что мы не должны ограничивать Бога. Чем больше человек утверждает про Бога, тем меньше он Бога знает. Надо только знать, что он существует, надо знать Его действия из Библии и подражать Ему.


(Интересно, что в подтверждение своей мысли он цитирует Мастера Екхарда, в честь которого Толле взял себе имя: "Чем больше Тебя ищут, тем меньше Тебя могут найти". Екхард был католическим священником - мистиком 13 века, проповедовал, но в конце концов его инквизиция обвинила в ереси. Он умер во время процесса, поэтому они его не казнили. Это очень редко бывает, что для объяснения Иудаизма кто-то цитирует христианина. Видимо, тот еще был христианин. )


Думаю, что Фромм правильно схватил суть дела здесь. Например, в Иудаизме не говорят даже о всемогуществе Бога - ничего определенного сказать нельзя.


Исключением из этой основной тенденции Иудаизма был как раз спор между фарисеями и седдукеями. Фарисеи были бедными философами, а седдукеи были аристократами - священниками. Между этими группами шла какя-то борьба. И эти-то фарисеи придумали, что Бог воскресит мертвых, и что это воскресение надо заслужить, и что седдукеи его не заслуживают. В доказательство они приводили цитаты из священных текстов, но эти цитаты, конечно, ничего такого не доказывали.


Спор между фарисеями и седдукеями описан в Талмуде, Иудаизм проигнорировал эту идею как ошибку. Из этой-то ошибки и родилось Христианство.


Но откуда фарисеи взяли эту глупую идею? Чего только фарисею в голову не придет!



Из Википедии о Екхарде, его основное положение:



When I preach, I usually speak of detachment and say that a man should be empty of self and all things; and secondly, that he should be reconstructed in the simple good that God is; and thirdly, that he should consider the great aristocracy which God has set up in the soul, such that by means of it man may wonderfully attain to God; and fourthly, of the purity of the divine nature.


Перевод:
Я обычно говорю о невовлеченности, и говорю, что человек должен быть пустым от себя и всех вещей; и во-вторых, что он должен быть воссоздан в простом добре, которое и есть Бог, и в третьих, что он должен учитывать великое благородство, которое Бог создал в его душе, такое, что с его помощью человек может достичь Бога; и в четвертых, чистоту божественной природы.


Да. По-моему, тут нет ничего собственно христианского.


И, кстати, католицизм его никогда не реабилитировал; те положения, за которые он был осужден, до сих пор считаются еретическими.





Другие статьи в литературном дневнике: