Этика Мейстера Экхарта, Экхарта Толле и ПушкинаСейчас, когда я ознакомилась с проповедями Мейстера Экхарта, разница между ним и Экхартом Толле кажется несущественной. Мейстер Экхарт говорит, что добро -- это узнать Бога в себе и слиться с ним. А зло -- это первородный грех, каждый человек рождается грешным, злым, это-то зло и надо преодолеть. Толле говорит, что добро - это осознание себя как части мирового сознания, слияние с мировым сознанием. А зло - это Эго, на которое каждый человек обречен своим рождением. Пока человек не осознал себя единым с мировым сознанием, он обречен на это зло. Эгоистом человек рождается и так его воспитывают. То есть, они говорят одно и то же. Толле убрал слова "первородный грех", но, фактически, он говорит о том же. У Мейстера Экхарта есть даже все эти рассуждения о "сейчас", настоящем моменте, из которых Толле сделал свою первую книгу "Power of Now". Для обоих Экхартов критерием близости к Богу (мировому сознанию) является внутренний покой, невозмутимость. Люди без совести, социопаты, тоже особенно никогда не переживают. Когда я анализировала Маленькие Трагедии Пушкина, я заметила, что философия Пушкина в этой серии пьес очень похожа на философию Толле, за одним исключением: кроме двух противопоставленных составляющих (человек и Бог), у Пушкина есть третий компонент: общество. Это общество всегда выступает врагом тому персонажу, с которым Пушкин себя отождествляет: Моцарту, Дон Гуану, Вальсингаму. И это отличие философии Пушкина оказывается радикальным. У Экхарта и у Толле люди делятся на два класса: просвещенное крохотное меньшинство и темное, злое, неразумное большинство. Просвещенный, фактически, является сверх - человеком, ему все позволено. А темный человек - как "прореха на человечестве", он ничтожество. Сверх-человек имеет все права, а темный человек не должен иметь никаких прав. Когда человек вдруг осознает себя просвещенным, он присваивает себе права сверх - человека. Эта философия оправдывает фашизм, коммунизм, тоталитаризм: просвещенные сверх-люди имеют право диктовать другим, как надо жить. У Пушкина все гораздо интереснее. В душе человека есть добро и благодать от рождения, как чудо. Эта благодать индивидуальна, разная у разных людей. А источником зла является косное общество и желание человека угодить этому обществу. Это желание тоже дано от природы, но у некоторых оно сильнее, чем у других. Если человек угождает обществу, его награждают высоким статусом. Если человек не угождает обществу, оно травит его, старается убить. Чтобы угодить обществу, надо быть как все, отказаться от своей благодати. И та благодать, которая у человека в душе, также не позволяет ему вредить людям. У Пушкина индивид, который осмеливается быть собой, доверяет своей благодати, оказывается не фашистским сверх - человеком (как у Толле), а человеком гуманным. При этом его сопротивление обществу может привести только к временным победам, но, по большому счету, он обречен. Эту этику выразил Тютчев во втором голосе из стихотворении "Два голоса" Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
© Copyright: Марина Сапир, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|