Мейстер Экхарт. Цитаты

Марина Сапир: литературный дневник

Это - цитаты из его проповедей, которые я нашла по-английски.
Перевод мой.



Как может душа достичь такого небесного состояния, когда она узнает Бога в себе и знает, что он Близко? Подражая небесам, которые остаются невозмутимыми, что бы ни происходило. Так же и душа, которая узнает Бога, должна быть привязана к Нему так сильно, чтобы не поддаваться страху, радости или печали, или любви или ненависти, или чему-нибудь, что может побеспокоить ее.


Но здесь на земле человек не может не быть под влиянием внешних вещей. Не было такого святого, который бы не поддавался влиянию извне. Я не могу добиться такого состояния, когда диссонанс также приятен как гармония.


Чтобы душа могла знать Бога, она должна забыть себя и потерять себя. Пророк сказал, что Бог ведет праведников по узкому пути к широкому месту, то есть к подлинной свободе тех, кто стал одного духа с Богом.


Благодать от Бога, она трудится в глубине той души, чья сила ей служит. Это - свет, который испускает Божественный дух. Божественный свет проникает в душу, поднимает ее над суетой временных вещей, чтобы покоиться в Боге. Душа не может продвинуться, кроме как с помощью божественного света.


Мир, свобода, благословение всех душ состоит в их подчинении Божественной воле. К этому единению с Богом душа стремится. Чтобы достичь действительную моральную свободу, Божья благодать и воля человека должны кооперировать. Бог - главный двигатель в природе, Он также создает импульсы в душе, направленные к Богу и ко всем хорошим вещам. Благодать освобождает волю так, что она может сделать все, что угодно с помощью Бога, который использует благодать как инструмент. Истинная мораль, вовне и вовнутрь, понимается через любовь, поскольку любовь - основание всех заповедей. Мораль, направленная вовне, должна быть построена на этом основании, не на выгоде для себя. Пока человек любит что-то кроме Бога, или вне Бога, он не свободен.


Цель человека не святость его деяний, но жизнь в Боге, но эта жизнь выражает себя через труды любви. Мы правы, подчеркивая важность внутреннего содержания, но в этом мире нет внутреннего без внешнего выражения. Мы видим в душе организующее начало для тела, а в Боге - организующее начало души. И в этом более глубокое основание этики, чем то, что можно найти в пантеизме.


Переход от ничтожества к реальному существу, отказ от себя и рождение болезненны, потому что при этом натуральная любовь исключена. Вся печаль приходит от любви к миру. В Боге нет ни печали, ни горя, ни беспокойства. Пока любовь создания в нас, боль не прекратится.




Очень мило, не правда-ли? Очень похоже на Толле.


Конечно, это прямо противоположно Иудаизму, который велит "Люби своего соседа", "Люби ближнего".(Иисус, цитируя эту заповедь, поправляет, что любить надо самаритянина, человека который делает вам добро, но не евреев). Иудаизм также проповедует любовь к этому миру, созданному Богом.




Читаю следующую книгу, которая называется "Darkening Age". Речь идет о том, как Христианство разрушало цивилизацию.
В самом начале речь идет о толпах пилигримов, которые нападали на античные города на Ближнем Востоке и разрушали храмы, искусство.


Одобрил бы Екхарт это поведение, разрушение цивилизации? Почти не сомневаюсь. Ведь он считал, что надо любить не создание, а Бога. Вот и эти-то как раз и любили Бога, как он требовал. Он и сам был монахом, презирал жизнь и все живое.


Нет, я думаю, его основание морали хуже, а не лучше, любого другого. Ощущение себя на миссии от Бога дает человеку право уничтожать все и всех на своем пути.
Это можно заметить и у Толле. Толле не видит смысла в существовании большого количества людей: если они не "проснулись", они не люди, а автоматы. Но, если они проснулись, они не отличаются от самого Толле: какой же смысл в их существовании, когда Толле и так уже существует.






Другие статьи в литературном дневнике: