Как устроен Ленский

Марина Сапир: литературный дневник

Ленский в «Онегине» – фигура загадочная. Читателям трудно понять, зачем он там, какое он имеет отношение к истории про Евгения и Татьяну, почему он вызвал Онегина на дуэль и был убит, как к нему относится Пушкин. Вроде бы, он -- просто романтичный влюбленный юный поэт, друг Онегина… Но после того, как его убили, жизнь ни для кого не изменилась, как если бы именно он и был лишним человеком. Его невеста вскоре вышла замуж. Что же это значит?


Я здесь не буду касаться того, как Ленский связан с Татьяной, какую роль он играет в сюжете. Мне хочется посмотреть, как Пушкин относится к Ленскому, и почему Ленский вызвал Онегина на дуэль.


Пушкин много говорит о Ленском. Я здесь рассмотрю только два фрагмента из второй главы.
Строфа VIII


Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
...
строфа XX

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,
Одна привычная печаль.
Ни охлаждающая даль,
Ни долгие часы разлуки,
Ни музам данные часы,
Ни чужеземные красы,
Ни шум веселий, ни науки
Души не изменили в нем,
Согретой девственным огнем.


В обоих случаях автобиографический персонаж 'Пушкин' говорит о Ленском в третьем лице. Но при этом он «перевоплощается», заменяет свой развязно - разговорный тон на возвышенный, книжный стиль речи. Но мы-то уже знаем из начала второй главы, что
Всегда возвышенная речь
И кудри черные до плеч
это -- «прикид» Ленского. То есть 'Пушкин' перевоплощается в Ленского, говоря о нем. Так Ленский говорил о себе или мог бы сказать. А по тону рассказчика можно понять, как он к относится к сказанному.


В литературоведческих терминах 'Пушкин' надевает речевую маску Ленского, создавая образ речи Ленского и своего отношения к этой речи.


Сначала посмотрим, как создается образ речи Ленского в этих двух приведенных фрагментах:


Оба фрагмента представляют разговорную речь Ленского. Но речь кажется вычурной, искусственной. Пушкин показывает, как, используя книжные штампы, Ленский создает личину идеального поэта, каким он хотел казаться. Картины необыкновенной любви поэта (строфа XX) и поэта как кумира (строфа VIII) должны работать на создание этого идеального облика.


Речь персонажа эмоциональна, рассчитана на то, чтобы вызывать восторг и умиление.


В обоих фрагментах Ленский отводит другим людям второстепенные роли. Говоря о своей любви, Ленский не упоминает Ольги. Эта любовь вычитана из книг, она не имеет к конкретной Ольге никакого отношения. Он ожидает от друзей и возлюбленной, что они будут преданны ему. Ради него они и живут.


В обоих фрагментах речь идет не о реальном, но о выдуманном Ленским мире. В строфе XX Ленский хвастается постоянством своей любви: разлука, учеба в Германии «души не изменили в нем» по его словам. Но в начале второй главы мы читали, что после его возвращения он «везде был принят как жених», но не собирался жениться: «Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть….». То есть эта выдающаяся любовь возникла совсем недавно. Представления Ленского о преданности друзей и «родной души», о которых говорится в строфе VIII, также не соответствуют действительности, как Ленский вскоре узнал.


В обоих фрагментах видно ироническое отношение рассказчика к речи Ленского. Мы знаем это по утрированному стилю и фантазиям, которые выдаются за реальность. Ироническое отношение Пушкина к Ленскому видно и по собственным скептическим ремаркам персонажа 'Пушкина' о Ленском.


Если читатель не замечает, что в приведенных фрагментах -- утрированная речь самого Ленского, отказывается видеть речевые маски, он, скорее всего, думает, что это А.С. Пушкин восхищается собратом по перу Ленским, противореча сам себе.

Теперь посмотрим на строфу XLV в главе 5:
...
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули -- больше ничего --
Вдруг разрешат судьбу его.


'Пушкин' здесь снова повествует о Ленском, передавая особенности его речи в после бала у Лариных. Но эта речь имеет мало общего с речью Ленского в предыдущих двух фрагментах. Ситуация изменилась: Ленский осознал, что он не добился поклонения и восхищения, на которые он рассчитывал. И те самые люди, которые должны были быть преданными ему, его друг и невеста, вместо этого хорошо проводят время вместе и пренебрегают им. Ленский не может признать, что он не так уж важен. Вместо этого он порицает Ольгу, угрожает Онегину. Речь персонажа отрывистая, используются неполные предложения. Пропала возвышенная книжная лексика и трогательные эпитеты: в них больше нет нужды.
Это -- другая сторона речевой маски Ленского.


Первые два фрагмента показывают, как Ленский искусно создает свою личину, «прикид» благородного, исключительного поэта. Последний фрагмент из пятой главы показывает мстительного, агрессивного Ленского, когда эта личина превосходства над простыми смертными оказалась под угрозой. Поведение Ленского становится понятным. В двадцатом веке такое поведение стали называть нарциссическим. Понятно и почему он не был особенно дорог ни своему другу, ни невесте: скорее всего, они могли чувствовать самовлюбленность Ленского.


Если воспринимать первые два фрагмента буквально как нейтральное повествование автора о герое, то невозможно понять, почему возвышенный поэт с такими неземными чувствами захотел стреляться на дуэли из-за танцев; и почему этот персонаж не оставил по себе лучшей памяти среди героев романа.



Другие статьи в литературном дневнике: