Татьяна разоблачает Онегина. Или себя?В начале седьмой главы есть эпизод, происходящий после дуэли и отъезда Онегина. Там Татьяна якобы случайно натыкается в лесу на дом Онегина, проникает в этот дом, читает книги Онегина и его пометки на полях и делает свои выводы об Онегине. Конечно, проникновение в чужой дом с целью выведать тайны человека – это форма насилия, агрессии. Татьяна мечтает о мести Онегину, который отказался жениться на ней, несмотря на все ее старания. Смысл и цель этой фантазии о насилии проясняются в строфе XXII, где описываются мечты Татьяны о чтении книг Онегина и ее выводы. Татьяна-обвинитель зло обвиняет Онегина и всех других в том, что у них «озлобленный ум» и «безнравственная душа, самолюбивая и пустая». В этом месте читатель может задуматься о зле и безнравственности... Очевидно, сама Татьяна зла на Онегина за свою неудачу выйти замуж за него. Ее любовь была имитацией, но злоба вполне реальна. И именно ее можно смело назвать "безнравственной душой, самолюбивой и пустой": самовлюбленная Татьяна, как и Ленский, всегда интересуется только собой и осуждает всех остальных. Ее настойчивые попытки женить на себе постороннего мужчину вопреки его воле безнравственны, хотя она и не знает этого. В строфе XXIV наступает кульминация этого эпизода. Татьяна здесь отбрасывает свою тщательно созданную сентиментальную личину, предстает au naturel. Саркастическая Татьяна называет Онегина «пародия», «слов модных полный лексикон». Но та личина, которую она сама себе обычно создает, используя сентиментальные романы как инструкцию, делает ее саму пародией. Она обвиняет Онегина в своих собственных пороках, в которых она не может себе признаться. Фрейд описал этот психологический механизм в начале 20го века и назвал его «проекция»: <<приписывание другим людям собственных нежелательных черт, чувств, желаний и намерений>>. Говоря об Онегине с ненавистью, Татьяна, фактически, саморазоблачается. Но Татьяна коснулась еще одной темы, которая очень важна в романе. Она сама не терпит инакомыслящих, независимых людей. Татьяна выражает здесь мнение свое и своего косного, нетерпимого общества. © Copyright: Марина Сапир, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|