Экзистенциализм Пушкин, Кьеркегор, Сартр

Марина Сапир: литературный дневник

Мне удалось выйти на приемлемое определение экзистенциализма. Считается, что этому движению трудно дать определение. Я спросила Google AI: "какие общие черты, понятия объединяют Кьеркегора и Сартра."

Получила осмысленный ответ, который я сейчас аккуратно переведу


-----------------


Несмотря на противоположные взгляды Кьеркегора и Сартра на
религию, следующие темы их объединяют:



1. Индивидуализм и субъективность


Они оба подчеркивают, что личность важнее толпы. Кьеркегор предупреждает против того, чтобы потерять себя в толпе, в публике. Сартр подчеркивает, что каждая личность должна определить себя через личные предпочтения, а не свои роли в обществе.


2. Свобода и аутентичность


Каждый философ видит человека как радикально свободного и лично ответственного за свои решения. Для Кьеркегора это означает выбор свой подлинной веры. Для Сартра это значит создавать ценности в мире без Бога. Они оба связывают свободу с глубокой личной ответственностью.


3. Аутентичность


Необходимость жить аутентично была наиболее важной для них обоих. Кьеркегор призывает к связи с Богом; Сартр требует ответственности за свои действия, не оправдываясь внешними обстоятельствами. Не-аутентичность (то, что Сартр называл "недобросовестность", а Кьеркегор видел как потерю себя) - это провал, неудача попытки жить честно.


4. Озабоченность и абсурд


Они оба исследуют экзистенциальную озабоченность и абсурд. Кьеркегор назвал озабоченность "головокружением свободы", когда надо сделать правильный выбор. Сартр считал, что тревога возникает от бремени выбора без объективного критерия выбора. Они оба говорят об абсурдности существования, Кьеркегор видел решение в вере, Сартр не видел разрешения.
-------------------


Готово начало моей статьи о экзистенциализме Пушкина, про "Евгений Онегин" как экзистенциальный роман. Пушкин согласен с этими четырьмя положениями, которые объединяют Кьеркегора и Сартра, то есть являются сутью экзистенциализма.


--------


Если есть философское течение, которое можно назвать "антикоммунизм", это экзистенциализм. Для Маркса человек - совокупность общественных отношений. Общественные отношения у Маркса и нео-марксистов сводятся к иерархии власти, человек определяется своим местом в иерархии. А экзистенциалисты говорят: наоборот, надо избываться от давления общества, быть верным самому себе. Нельзя сводить свою жизнь к тому, чтобы играть роль в коллективе. Человек свободен, хозяин сам себе, - говорят экзистенциалисты. Это и есть философия Пушкина, Тютчева, Чехова (и Гоголя, скорее всего).


Философия Достоевского - философия рабства. Надо жертвовать собой, чем больше жертвуешь, тем ты лучше. Именно такая философия и подходила государственным рабовладельцам, КПСС. Они-то собой не жертвовали, но им надо было, чтобы народ хотел жертвовать ради заявленных ими целей и гордился своими жертвами. И народ до сих пор любит жестокого рабовладельца Сталина как родного, до сих пор гордится, что народом жертвовали.


Шовинизм Достоевского тесно связан с его анти-индивидуалистической философией. Ничто так не сплачивает людей в толпу, как национализм, шовинизм. А сплочение в толпу - лучший способ бороться с желанием каждого человека быть личностью, превратить его в раба тех, кто этой толпой управляет.






Другие статьи в литературном дневнике: