27

Ььььь: литературный дневник

В том ужасном неряшливом бесчинствами диких орд загубленном мире, где жили они, изредка в бессловесной памятной мути восставали прежние годы неразумной влюблённости, а ввечеру сонно мигали свежинки звёзд и мистраль местного пошиба, точно насильник входил в комнату особо грубым порывом разжав рамы-колени окна.


___________


Синергийная антропология Хоружего занимается прежде всего пороговыми состояниями и потому может и должна использоваться мной для нахождения разного типа кульминационных ситуаций и построения сюжетов на их основе.


Уже в названии видна суть учения. В центр своего философствования Хоружий ставит человека (antropos). Прежде свои взгляды на человека предъявляли Фрейд, экзистенциалисты и другие философские течения. Вот и синергийная антропология есть особый взгляд на человека - на человека как на некую энергию, совмещённую с энергией Творца.


В моей схеме "человек/язык/факт/действие" взгляду на человека, как на энергию соответствует понятие действия. Человек как факт это позитивистский человек. Человек как язык это видимо пока ещё не обоснованная концепция. А человек как человек это взгляд традиционный, мифологический.


//////////////////////////////////////////
Цитата из кн. Хоружего:
"Есть основания полагать, что наиболее радикальную альтернативу эссенциалистской философии доставляет понятие энергии, когда оно принимается в качестве доминирующего и производящего принципа философского дискурса."


Двумя другими основаниями для начала философского размышления о человеке Хоружий называет два подхода: субстанционалистский (то есть пытающийся рассматривать сущность человека прямо, с максимальной объективацией) и эссенциалистсткий (то есть рассматривающий сущность человека под углом, в том или ином аспекте его проявления).
По сути субстанционалистский подход это дума о человеке с позиции факт/действие.
А эссенциалистский подход дума с позиции человек/язык.


//////////////////////////////////////////
С. С. Хоружий считает, что в опыте эпохи рубежа тысячелетий обнаружилась изменчивость, подвижность, пластичность самой природы, натуры человека. Он идёт ещё дальше: «Из опыта современности проступает некоторый новый облик человека, новая антропологическая реальность, лишенная неизменяемого сущностного ядра. Этот облик в корне расходится с традиционными европейскими представлениями о человеке. Человека рубежа тысячелетий, времени психоанализа и интернета, недавнего тоталитарного опыта, радикальных психотехнических, психоделических, виртуальных практик, гендерных революций – этого человека нельзя считать прежним классическим субъектом европейской антропологии и метафизики».


Поэтому Хоружий и предлагает перенаправить оптику с сущности человека на его многообразные проявления. Человек как сумма его психических проявлений, как набор фактов.
Хоружий, видимо, хочет тем самым оседлать постмодернисткие дробления и искажения человеческого "Я", поставив их под знамёна православия и задав всем грядущим пертурбациям традиционный религиозный вектор.


"Автор отвергает наличие в человеке центра. Логика противопоставления классической философской традиции приводит автора к необходимости характеризовать человека
его границей: Таким образом, автор пытается построить «антропологию Границы», в отличие от прежней «антропологии Центра». Человек понимается как существо, размыкающее себя энергиям Инобытия.
Оригинальным ходом мысли С. С. Хоружего можно считать его попытку подобраться к природе человека, опираясь на специальные предельные антропологические проявления, в которых актуализируется отношение человека к другому. Все такие проявления С. С. Хоружий называет антропологической границей."


ВООБЩЕ НАДО БЫ ВСЕРЬЁЗ ПОРУГАТЬ ВСЕХ ЭТИХ ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ ФИЛОСОФОВ ЗА ИХ МУТНЫЙ СКОТСКИЙ ЯЗЫК.



"То, что вообще может быть сказано, должно быть сказано ясно; о том же, что сказать невозможно, следует молчать."
Л. Витгенштейн






Другие статьи в литературном дневнике: