129

Ььььь: литературный дневник

Esse videatur, современный разговорный язык имитирует общение машин. Информация подаётся с фальшивой бесстрастностью, выдаваемой за объективность. Все хотят слыть умниками; все пренебрегают живым человеческим чувством, иррациональным порывом. Люди очарованы техникой. (Популярность буддизма, как проявление мизантропии в современном обществе). И эта очарованность техникой есть миф, внутри которого мы живём. Его нужно проявить. Концептуалисты деконструировали советское в пародиях. Не пора ли провернуть то же самое сейчас и теперь? Для этого литературный язык надо сделать выхолощенным; логичным до крайности, до абсурда. Можно попытаться создать новые художественные жанры, что-то наподобие руководства по эксплуатации, написанного, конечно же, в пародийном ключе. Или, например, курс по психейоге за один час. Или - вместо самой книги - рецензия на неё; какой-нибудь треш-обзор на неё. Но прежде нужно решить, что в таких текстах должно быть дезавуировано. Одномоментное стремление быть логичным и юморным, стремление держаться в рамках дихотомии - логика/юмор? Отказ от личности и личного отношения к чему-то? Стремление не чувствовать и не проживать по-человечески, но всё пред-ставлять в виде информации с тем, чтобы ею владеть/её потреблять?


Как вскрыть этот миф? Какова манера письма, что способна проявить такой миф? Что может шокировать в этом мифе?


Ответ должен быть парадоксальным. Манера письма, видимо, бесстрастна до нечитабельности и обязательно с дебильно-героическим голливудским сюжетцем. Притом до гротеска банальна именно первая, основная сюжетная линия. Второстепенные, обслуживающие подсюжеты по-настоящему страшны и трагичны.


Любая инструкция, любое руководство по эксплуатации, любой техпаспорт это по сути текст, описывающий тот или иной ритуал на «священном» языке. Все тексты такого рода описывают правила обладания, то есть потребления чего-либо. Потреблять можно всё. Поэтому инструкция по эксплуатации может описывать, например, процесс застёгивания пуговиц. Чтобы вскрыть миф «очарованности» разными техниками и технологиями, можно по мере развития текста от завязки к финалу выявлять принципиальную схожесть описываемого действа и какого-либо старого полуязыческого обряда. Или можно переходить на живые эмоции к концу. Или, как в 5 части сорокинской «Нормы», менять саму тональность повествования, доводя её до абсурда.








Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.05.2019. 134
  • 24.05.2019. 133
  • 23.05.2019. 132
  • 18.05.2019. 131
  • 17.05.2019. 130
  • 15.05.2019. 129
  • 10.05.2019. 128
  • 02.05.2019. 127