134

Ььььь: литературный дневник

Фильм «Настя и Егор» завораживает своей искренностью. Герои - ещё по-детски чистые, непосредственные, душевные люди, которые просто не умеют лгать.
Образ окна, омытого дождём со стороны улицы, как выражение русской задушевности.


Искренность это как раз то, что было в традициях советского фильма и что было отвергнуто после завоевания русского человека Голливудом. Это то, чего так не хватает современному российскому кинематографу.


Другая важная особенность в драматургии Балабанова, характерная уже для более зрелых его работ, - ненавязчивость сюжетных коллизий. История развивается как будто произвольно. И сюжет «Брата», например, именно потому ни разу не кажется надуманным, что в киноповествование вводится огромное количество событий, кажущихся случайными: Данила оставляет «Утюга» с напарником в квартире, чтобы попросить у соседей «таблетку от головы» и проследить за Бутусовым. Так обосновывается включение сюжетной линии с Кэт, - с ней они принимали наркотики прошлой ночью - и убийства Данилой бандитов, после его возвращения от соседей; Боевики Круглого преследуют Данилу по ошибке, не сообразив, что его смерть совершенно не избавит главаря их банды от необходимости платить деньги Татарину. Но и после перестрелки зримого конфликта между Данилой и бандой Круглого нет. Хотя зритель, безусловно, понимает кто здесь протагонист, а кто - антагонист, прямого конфликта нет. Конфликт являет себя через других героев, через брата Виктора, через Свету и Немца.


Портрет возрождённого российского кино, если это возрождение состоится - органичное совмещение поэзии/музыки, искренности и некоторого монологизма Балабановских ранних фильмов с экшеном, визуалом и сюжетной выспренностью Голливуда. (То, чего Балабанов попытался добиться на позднем этапе своего творчества, в частности в «Войне» и «Грузе 200», который суть переложение фолкнеровского романа.)


Ритм есть качество процесса. Процесс может идти с разным ритмом. Процесс в кино близко связан с ритмом смены планов. Чем больше экшена, тем выше ритм. Согласно законам драматургии, ритм на пути киноленты к развязке всё время должен повышаться. Таким образом можно говорить, что начало фильма нового российского кино, а также те его эпизоды, в которых не предполагается напряжённого действия, следует выстраивать по лекалам, предложенным советским киноискусством, зато все те моменты, в которых герой должен действовать и действовать быстро, надо строить как хороший голливудский блокбастер.
Это то, что касается дихотомии экшн/монологизм. Эти две характеристики противопоставляют себя друг другу, но отнюдь не взаимоисключают.


Далее, поэзия/музыка и искренность + экшен и визуал. Здесь видимого противодействия нет, кажется всё может быть композиционно сложено в единую систему.
Исходя из всего сказанного, нужно признать, что задача состоит в жанровом смешении, если считать, что существуют некие условные жанры лирического русского фильма и экшен-жанры Голливуда.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.05.2019. 134
  • 24.05.2019. 133
  • 23.05.2019. 132
  • 18.05.2019. 131
  • 17.05.2019. 130
  • 15.05.2019. 129
  • 10.05.2019. 128
  • 02.05.2019. 127