134Фильм «Настя и Егор» завораживает своей искренностью. Герои - ещё по-детски чистые, непосредственные, душевные люди, которые просто не умеют лгать. Искренность это как раз то, что было в традициях советского фильма и что было отвергнуто после завоевания русского человека Голливудом. Это то, чего так не хватает современному российскому кинематографу. Другая важная особенность в драматургии Балабанова, характерная уже для более зрелых его работ, - ненавязчивость сюжетных коллизий. История развивается как будто произвольно. И сюжет «Брата», например, именно потому ни разу не кажется надуманным, что в киноповествование вводится огромное количество событий, кажущихся случайными: Данила оставляет «Утюга» с напарником в квартире, чтобы попросить у соседей «таблетку от головы» и проследить за Бутусовым. Так обосновывается включение сюжетной линии с Кэт, - с ней они принимали наркотики прошлой ночью - и убийства Данилой бандитов, после его возвращения от соседей; Боевики Круглого преследуют Данилу по ошибке, не сообразив, что его смерть совершенно не избавит главаря их банды от необходимости платить деньги Татарину. Но и после перестрелки зримого конфликта между Данилой и бандой Круглого нет. Хотя зритель, безусловно, понимает кто здесь протагонист, а кто - антагонист, прямого конфликта нет. Конфликт являет себя через других героев, через брата Виктора, через Свету и Немца. Портрет возрождённого российского кино, если это возрождение состоится - органичное совмещение поэзии/музыки, искренности и некоторого монологизма Балабановских ранних фильмов с экшеном, визуалом и сюжетной выспренностью Голливуда. (То, чего Балабанов попытался добиться на позднем этапе своего творчества, в частности в «Войне» и «Грузе 200», который суть переложение фолкнеровского романа.) Ритм есть качество процесса. Процесс может идти с разным ритмом. Процесс в кино близко связан с ритмом смены планов. Чем больше экшена, тем выше ритм. Согласно законам драматургии, ритм на пути киноленты к развязке всё время должен повышаться. Таким образом можно говорить, что начало фильма нового российского кино, а также те его эпизоды, в которых не предполагается напряжённого действия, следует выстраивать по лекалам, предложенным советским киноискусством, зато все те моменты, в которых герой должен действовать и действовать быстро, надо строить как хороший голливудский блокбастер. Далее, поэзия/музыка и искренность + экшен и визуал. Здесь видимого противодействия нет, кажется всё может быть композиционно сложено в единую систему. © Copyright: Ььььь, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике: |