253 Монизм, дуализм, плюрализм

Ььььь: литературный дневник

Монизм – учение, согласно которому признается существование в качестве первичного одного начала: либо материального, либо идеального (сознание, дух). Представители: Фалес, Гегель, Маркс.


Монизм – это философская позиция, которая декларирует цельность мира, а именно единство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие той сущности, которую они образуют. Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие вещей. Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого - найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и пр. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений.


По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности: Субъективный идеализм. Материализм. Объективный идеализм. Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


Дуализм – философская позиция, признающая одновременное существование двух начал: материального и идеального. Это мировоззрение видит существование двух противоположностей в мире, которые м/ду собой связаны и одновременно борются, например: добро и зло, правда и ложь, свет и тьма, Ян и Инь (Аристотель, Декарт, Спиноза.)


Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность. Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного, которое присуще в каждом человеке. главная идея заключается в том, что есть всего два принципа


Виды:
Гносеологический. Встречался в спорах рационалистов и эмпириков, каждый из которых по-своему понимал роль чувств в деле познания. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыт, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментом вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.


Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.


Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.


Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


Плюрализм (от pluralus – множественность). Согласно этой позиции существует множество равноправных независимых первооснов мира. Также под плюрализмом понимается множество методологий познания. Представители: Анаксагор, атомисты, софисты (человек - мера всех вещей).


По своей сущности П. – идеалистич. направление, ОН ЧАСТО ВОЗНИКАЛ КАК ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУАЛИЗМА. В настоящий момент официальная наука понимает в качестве определения этого философского понятия признание факта существования множества различных, независимых и несводимых друг к другу основ и понятий.


Виды плюрализма: политический, идеологический, религиозный, культурный, плюрализм мнений, духовный плюрализм.



https://studfile.net/preview/7577498/page:3/



Другие статьи в литературном дневнике: