390 Евангелие от сатаны
Прежде чем я перейду к анализу этого подсюжета, следует обозначить границу между романом мастера о Понтии Пилате и романом Булгакова. Существует устоявшееся в литературоведческой среде мнение, что роман о Понтии Пилате написан мастером в соавторстве с самим дьяволом. Мне думается, эта книга — книга мастера-Воланда (такую формулировку я и буду использовать для указания на «ершалаимские» главы) — может быть рассмотрена как отдельное произведение. В романе мастера-Воланда о Понтии Пилате основными действующими лицами являются 4 человека. — это, во-первых, прокуратор Иудеи Понтий Пилат; — это Левий Матфей; — это Иешуа Га-Ноцри; — и это Иуда Искариот В каждом из 4 героев, как мне кажется, прежде всего следует видеть олицетворение некоей социокультурной страты. Специфическая расстановка акцентов в книге наделяет этих персон поистине мифологическими чертами. Давайте разбираться: Первый и главный герой - прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Он олицетворяет собой закон, не столько римский закон, сколько закон как непременную составляющую в жизни любого человеческого сообщества. Это тип аппаратчика. Левий Матфей. Уже сам факт выбора в персонажи Левия Матфея, который по преданию первым напишет Евангелие, указывает на очень многое. Это, так сказать, фигура «сферического писателя в вакууме». К этому типу относятся всех мастей мифотворцы: идеологи, маркетологи, ересиархи, сценаристы, музыканты и прочие деятели смыслообразующей сферы. Что можно сказать о Левии? Вот вкратце его биография из текста мастера-Воланда: Иешуа Га-Ноцри. Какое амплуа в социокультурном плане может быть у бродяги-философа? Прежде всего, он — боговоплощение, то есть квинтэссенция всего самого лучшего, всего того неземного, что прячется в человеческой природе. Га-Ноцри —всечеловек. В нашем мире всечеловек всегда жертва. И, наконец, Иуда Искариот — казначей, спровоцировавший Га-Ноцри на анархистское по духу высказывание, а после продавший его фарисеям за 30 тетрадрахм. Иуда олицетворяет собой тип сребролюбца. К этому типу относят всех выгодников — ростовщиков, бизнесменов, торговцев, промышленников и им подобных Итак, есть три соучастника совершенного преступления — аппаратчик, писатель и казначей (другие евангельские персоны в романе мастера опускаются за ненадобностью). Все они являются предателями и убийцами самого святого, что есть на Земле. Преступления их в принципе одинаковы и заключаются в том, что каждый из оных, догадываясь о божественном происхождении Га-Ноцри, тем не менее прямо или косвенно поспособствовал его гибели. И пусть за малодушием последовало раскаяние, но, право, это какое-то странное раскаяние... Двое — государственник и мифотворец, — движимые чувством вины, собираются строить религию. Третий — казначей — главный изменник — чувства вины не испытывает и вообще не задаётся большими вопросами. То ли в силу своего юного возраста, то ль по причине тяжёлой нравственной дистрофии. Его влечёт замужняя женщина, его влекут деньги, мирские соблазны. И здесь расхождения романа мастера-Воланда с евангельскими свидетельствами наиболее существенны, ибо в Священном Писании Иуда, мучимый совестью, совершает самоубийство. Для нас это в принципе не очень-то и важно. Гораздо важнее, что каждая из представленных фигур создаёт свою ветвь ВЛАСТИ над человечеством. Вдумайтесь! После реальной встречи с богочеловеком, каждый из тех, кто повинен в его гибели, создаёт структуры властвования, а не любви! Писатель осуществляет это путём мифотворчества. Напомню, рукопись Левия Матфея была одним из свидетельств против Иешуа на суде. А затем — уже после казни, — притом, что половина написанного в пергаменте чушь, на этой зыбкой основе строится религия, религия не имеющая с реальной проповедью Га-Ноцри ничего общего. Такая основанная на лжи религия естественно служит делу закабаления человека, а не освобождения его. Религия в таком виде репрезентирует механизм вины/долга, когда первое место отводится представлению о греховности, то есть некоей вины человечества, которая всегда влечёт за собой долг. Механизм вины/долга сам по себе является инструментом реализации власти... Но об этом чуть позже... Аппаратчик занят в своей области. Он создаёт базис правовых отношений между людьми, то есть такую форму общественного взаимодействия, когда каждый должен блюсти законы, а при неисполнении их — чувствовать собственную вину и жаждать её искупления. Это прообраз всех современных институций, привнесённых с эпохой Модерна: научных лабораторий и университетов, пенитенциарной и судебной систем, законодательных органов и т. д. И эта сфера опять же регулируется через механизм вины/долга. На фигуре Иуды (сделавшимся лицом социокультурной страты разного рода корыстолюбцев) как уже отмечено выше, в эпоху Ренессанса оформляется ещё одна ветвь управления — международная денежная система. Она основана на займе, то есть на принципиально не выплачиваемом до конца банковском долге (система, которая к концу 20 века получит такую силу, что станет руководить целыми странами). Тут всё просто: жить без денег нельзя, а главное не модно. Следовательно, нужен займ. Займ влечёт за собой долг, а при невозможности вернуть его, ещё и чувство вины, подкрепляемое законодательством и всей западноевропейской культурой. Но почему механизм вины/долга следует считать формой реализации власти? И причём тут христианство? Вина и долг всегда действуют в паре: не выполненный долг неизбежно порождает чувство вины, а не искуплённая вина обязательно порождает чувство долга. Главным условием этого бега по кругу является вечная незавершённость. Проще говоря, это мораль раба, предполагающая наличие вечно недовольного властителя, который никогда не должен удовлетворяться действиями подопечных. И раб ровно по той же причине не может быть доволен владетелем. Такой порочный круг насилия и терпения, где власть имущие указывают рабам, в чём их вина и как они должны поплатиться, а рабы молчаливо принимают эти претензии. Так вот, значит, когда Пилат да Левий Матфей, движимые чувством вины и долга, помышляют о том, чтобы учредить новую религию, они тем самым обнаруживают, во-первых, собственную зачарованность личностью и речами распятого, а во-вторых, так как они фундируют свой замысел на лжи и лицемерии, да ещё и руководствуются при этом мотивом вины/долга, они демонстрируют полную неспособность следовать наставлениям Иешуа. Ведь в словах богочеловека не было ни капли страха иль ненависти. Ни толики жажды власти. И это видится им чем-то необыкновенным, привлекательным. Сами они такой широтой натуры похвастать не могут, они — рабы, слуги «князя мира сего» и как истинные рабы могут воспроизводить лишь давно и хорошо известную им властную модель отношений. Она и закладывается в основу грядущей эры — эры от Рождества Христова... Вот сколь запутанны те дорожки, которыми подбираемся мы к трём наличествующим сегодня центрам управления миром. Это особые зоны, микрогосударства, которые прямо сейчас действуют в мире: квартал Сити в Лондоне (Великобритания), округ Коламбия в Вашингтоне (США) и римский Ватикан (Италия). В этих микрогосударствах своя полиция, свои вооружённые силы, свои законы... Премьер-министр Италии или, к примеру, члены королевской семьи в Британии, не могут посетить Лондон-Сити без специального пропуска. Потому что там другая, более высокая власть. И в центре каждого из указанных мест находятся обелиски, покрытые древнеегипетскими иероглифами. Тоже очень интересный штришок. Но это отступление... Лондон-Сити — финансовый центр западной цивилизации и всего мира (Иуда Искариот наших дней) Вашингтон — силовой центр управления миром (Понтий Пилат наших дней) Ватикан — духовный центр (Левий Матфей нашего времени). Существует ещё умозрительный или мистический центр — это все простые люди, обычный народ. Так сказать, Иешуа наших дней, душа мира, ежесекундно приносимая в жертву безумию власть предержащих, но всякий раз возрождающаяся как Феникс. Как я уже сказал три означенные ветви мировой власти находятся в мистическом подчинении у тех, над кем они властвуют. Власть жертв, власть женского, мистическая власть низов над своими губителями состоит в том, что они бесконечно воспроизводят монистский метанарратив. Через молитвы, через рециклирование мифа о сверхъестественном, через собственную ничтожность низы осуществляет контроль над произволом верхов, инициируя его. И в этом заключена самая большая тайна земного бытия, корни её следует искать в древнеегипетской религии, но это тема для другого блога... Сейчас же пред нам встаёт такой вопрос: а что сам Иешуа говорил по поводу власти в книге мастера-Воланда? В романе Га-Ноцри касаемо власти высказывается лишь однажды: «...я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.» Налицо глубочайший разрыв между идеалами, проповедуемыми мессией, и фундаментальными основами христианской цивилизации... Но, может быть, всё так и задумано? Итак, все три центральных персонажа романа мастера-Воланда являются слугами дьявола, а сама книга представляет собой как бы евангелие наоборот, евангелие от имени сатаны (об этом говорил и Кураев). Но, говоря об этом, нельзя забывать про эпиграф книги, цитаты из «Фауста» — прямого литературного предка «Мастера...»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». И вот всякий, кто говорит, что христианская вера — это ложь, выдумка и манипуляция, созданная для управления массами, как правило упускает из виду самое главное. А именно то, что хотя официальная религия, как и вся современная цивилизация, действительно создавались в качестве инструмента контроля и упорядочивания, она — тем не менее — парадоксальным образом уже два тысячелетия оказывается не ложью, не выдумкой, не манипуляцией, а апологией настоящей любви. Здесь больше всего удивляет тот факт, что христианство само предпослало свою победу на длинной исторической дистанции, и предпослало тем обстоятельством, что уже в момент своего создания учитывало грядущий исторический процесс. Будто б его создатели знали, что разрабатываемое ими учение со временем станет первой мировой религией и рассматривали предстоящую историю Запада как свой стратегический проект. Такое под силу лишь тем, кто может видеть сквозь время! https://www.youtube.com/watch?v=Yie6IgT72IU © Copyright: Ььььь, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|