390 Евангелие от сатаны

Ььььь: литературный дневник


При поглощении булгаковского текста неискушённым читателем, традиционно падким и на всё остренькое и скабрезное, основное внимание как правило уделяется описанию московских событий, тогда как сюжетная линия касающаяся истории о Понтии Пилате проглатывается кое-как, а то и вовсе — незаслуженно упускается. На самом же деле эта линия гораздо интереснее авантюрных безделиц: ценнее и глубже. Так что даже без тени натяжки можно сказать, что вся «московская» сюжетная линия книги выстроена в качестве антуража, вспоможения этим главам. Именно в «ершалаимской» линии содержится основная, краеугольная мысль произведения.


Прежде чем я перейду к анализу этого подсюжета, следует обозначить границу между романом мастера о Понтии Пилате и романом Булгакова. Существует устоявшееся в литературоведческой среде мнение, что роман о Понтии Пилате написан мастером в соавторстве с самим дьяволом. Мне думается, эта книга — книга мастера-Воланда (такую формулировку я и буду использовать для указания на «ершалаимские» главы) — может быть рассмотрена как отдельное произведение.


В романе мастера-Воланда о Понтии Пилате основными действующими лицами являются 4 человека.


— это, во-первых, прокуратор Иудеи Понтий Пилат;


— это Левий Матфей;


— это Иешуа Га-Ноцри;


— и это Иуда Искариот


В каждом из 4 героев, как мне кажется, прежде всего следует видеть олицетворение некоей социокультурной страты. Специфическая расстановка акцентов в книге наделяет этих персон поистине мифологическими чертами.


Давайте разбираться:


Первый и главный герой - прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Он олицетворяет собой закон, не столько римский закон, сколько закон как непременную составляющую в жизни любого человеческого сообщества. Это тип аппаратчика.


Левий Матфей. Уже сам факт выбора в персонажи Левия Матфея, который по преданию первым напишет Евангелие, указывает на очень многое. Это, так сказать, фигура «сферического писателя в вакууме». К этому типу относятся всех мастей мифотворцы: идеологи, маркетологи, ересиархи, сценаристы, музыканты и прочие деятели смыслообразующей сферы. Что можно сказать о Левии? Вот вкратце его биография из текста мастера-Воланда:
Левий Матфей изначально служил сборщиком податей. В один из дней он встречает на дороге Иешуа. После недолгого разговора Матфей бросает своё прежнее ремесло и становится учеником Иешуа. Он всюду ходит за ним, записывает речи учителя. Когда же Га-Ноцри заглядывает в рукопись, он видит там какую-то околесину. Он просит Матфея сжечь пергамент, но тот не желает. После приговора, вынесенного Пилатом под давлением ершалаимской толпы, Левий Матфей замышляет убийство Иешуа с тем, чтоб учитель был избавлен от крестных мук, но ему это не удаётся. Матфей присутствует на казни — как истинный писатель наблюдает её от начала и до конца, сочувствуя распятому всей душой, а после снимает с креста и уносит с собой тело умершего учителя. С этим телом его вскоре обнаруживают стражники возле пещеры неподалёку. Так как Левий Матфей даже под страхом смерти отказывается расставаться с телом Га-Ноцри, ему разрешают присутствовать на погребении. Повсюду он носит с собою всё тот же пергамент, куда прежде записывал речи Иешуа. В итоге, будучи вызванным к прокуратору, Левий Матфей показывает ему написанное, и тем самым даёт мотив терзаемому совестью Пилату изложить учение распятого в полноте.
(По сути они вдвоём учреждают новую религию. Но по божественному ли промыслу?)


Иешуа Га-Ноцри. Какое амплуа в социокультурном плане может быть у бродяги-философа? Прежде всего, он — боговоплощение, то есть квинтэссенция всего самого лучшего, всего того неземного, что прячется в человеческой природе. Га-Ноцри —всечеловек. В нашем мире всечеловек всегда жертва.


И, наконец, Иуда Искариот — казначей, спровоцировавший Га-Ноцри на анархистское по духу высказывание, а после продавший его фарисеям за 30 тетрадрахм. Иуда олицетворяет собой тип сребролюбца. К этому типу относят всех выгодников — ростовщиков, бизнесменов, торговцев, промышленников и им подобных
В отличие от текста «ершалаимских» глав, где Иуду убивает Пилат, в канонических Евангелиях Искариот после вынесения приговора учителю раскаивается и возвращает деньги первосвященникам, сказав: «Согрешил я, предав кровь невинную». После этого он вешается или — в других версиях — падает с высоты. Но и в Писании и в романе мастера-Воланда Иуда не участвует в последующем формировании религии, хотя, казалось бы, мифологически значимость этой фигуры для всей мировой истории крайне велика. В эпоху Возрождения итальянские купцы из Венеции и Флоренции, а также ломбардцы (учредители первых ломбардов, они были выходцами из гностической секты катаров, вытесненных немногим ранее с территории Франции) дополнят собой это недостающее финансовое звено, воздвигнув основы современной банковской системы. Спрашивается, отчего же столь мощный и важный инструмент власти не задействовался правящими слоями в Средневековье? Да уже тот факт, что в начале новой эры (после распятия Христа) власть управляла массами без участия финансовых воротил, сам этот факт наталкивает на мысли о некотором параллелизме между реальной исторической данностью и романом мастера-Воланда. То есть через описание последних дней жизни мессии мастер и Воланд как бы живописуют мифологическую канву реально существующего расклада сил в мире. Впрочем, об этом поговорим чуть позже. Теперь же несколько слов о том, что объединяет названных героев.


Итак, есть три соучастника совершенного преступления — аппаратчик, писатель и казначей (другие евангельские персоны в романе мастера опускаются за ненадобностью). Все они являются предателями и убийцами самого святого, что есть на Земле. Преступления их в принципе одинаковы и заключаются в том, что каждый из оных, догадываясь о божественном происхождении Га-Ноцри, тем не менее прямо или косвенно поспособствовал его гибели. И пусть за малодушием последовало раскаяние, но, право, это какое-то странное раскаяние...


Двое — государственник и мифотворец, — движимые чувством вины, собираются строить религию. Третий — казначей — главный изменник — чувства вины не испытывает и вообще не задаётся большими вопросами. То ли в силу своего юного возраста, то ль по причине тяжёлой нравственной дистрофии. Его влечёт замужняя женщина, его влекут деньги, мирские соблазны. И здесь расхождения романа мастера-Воланда с евангельскими свидетельствами наиболее существенны, ибо в Священном Писании Иуда, мучимый совестью, совершает самоубийство.


Для нас это в принципе не очень-то и важно. Гораздо важнее, что каждая из представленных фигур создаёт свою ветвь ВЛАСТИ над человечеством. Вдумайтесь! После реальной встречи с богочеловеком, каждый из тех, кто повинен в его гибели, создаёт структуры властвования, а не любви!


Писатель осуществляет это путём мифотворчества. Напомню, рукопись Левия Матфея была одним из свидетельств против Иешуа на суде. А затем — уже после казни, — притом, что половина написанного в пергаменте чушь, на этой зыбкой основе строится религия, религия не имеющая с реальной проповедью Га-Ноцри ничего общего. Такая основанная на лжи религия естественно служит делу закабаления человека, а не освобождения его. Религия в таком виде репрезентирует механизм вины/долга, когда первое место отводится представлению о греховности, то есть некоей вины человечества, которая всегда влечёт за собой долг. Механизм вины/долга сам по себе является инструментом реализации власти... Но об этом чуть позже...


Аппаратчик занят в своей области. Он создаёт базис правовых отношений между людьми, то есть такую форму общественного взаимодействия, когда каждый должен блюсти законы, а при неисполнении их — чувствовать собственную вину и жаждать её искупления. Это прообраз всех современных институций, привнесённых с эпохой Модерна: научных лабораторий и университетов, пенитенциарной и судебной систем, законодательных органов и т. д. И эта сфера опять же регулируется через механизм вины/долга.
Спросите — как? Отвечаю: государственное устройство прописано в статьях конституции — основного закона страны. Косвенное или прямое отрицание конституционных норм влечёт за собой вину, и за ней наказание вплоть до физического изъятия индивида из социума.


На фигуре Иуды (сделавшимся лицом социокультурной страты разного рода корыстолюбцев) как уже отмечено выше, в эпоху Ренессанса оформляется ещё одна ветвь управления — международная денежная система. Она основана на займе, то есть на принципиально не выплачиваемом до конца банковском долге (система, которая к концу 20 века получит такую силу, что станет руководить целыми странами). Тут всё просто: жить без денег нельзя, а главное не модно. Следовательно, нужен займ. Займ влечёт за собой долг, а при невозможности вернуть его, ещё и чувство вины, подкрепляемое законодательством и всей западноевропейской культурой.


Но почему механизм вины/долга следует считать формой реализации власти? И причём тут христианство?


Вина и долг всегда действуют в паре: не выполненный долг неизбежно порождает чувство вины, а не искуплённая вина обязательно порождает чувство долга. Главным условием этого бега по кругу является вечная незавершённость. Проще говоря, это мораль раба, предполагающая наличие вечно недовольного властителя, который никогда не должен удовлетворяться действиями подопечных. И раб ровно по той же причине не может быть доволен владетелем. Такой порочный круг насилия и терпения, где власть имущие указывают рабам, в чём их вина и как они должны поплатиться, а рабы молчаливо принимают эти претензии.
Таким образом, механизм вины и долга по сути является самоощущением рабского сознания. Но я бы предостерёг читателя от уничижительных характеристик в адрес рабов. Как писал Ницше «немало таких, кто потерял последнюю свою ценность, когда избавился от уз рабства». Лишь единицы способны умереть за свою свободу, большинству же предписана участь слуг (и это абсолютно нормально).


Так вот, значит, когда Пилат да Левий Матфей, движимые чувством вины и долга, помышляют о том, чтобы учредить новую религию, они тем самым обнаруживают, во-первых, собственную зачарованность личностью и речами распятого, а во-вторых, так как они фундируют свой замысел на лжи и лицемерии, да ещё и руководствуются при этом мотивом вины/долга, они демонстрируют полную неспособность следовать наставлениям Иешуа. Ведь в словах богочеловека не было ни капли страха иль ненависти. Ни толики жажды власти. И это видится им чем-то необыкновенным, привлекательным. Сами они такой широтой натуры похвастать не могут, они — рабы, слуги «князя мира сего» и как истинные рабы могут воспроизводить лишь давно и хорошо известную им властную модель отношений. Она и закладывается в основу грядущей эры — эры от Рождества Христова...


Вот сколь запутанны те дорожки, которыми подбираемся мы к трём наличествующим сегодня центрам управления миром. Это особые зоны, микрогосударства, которые прямо сейчас действуют в мире: квартал Сити в Лондоне (Великобритания), округ Коламбия в Вашингтоне (США) и римский Ватикан (Италия).


В этих микрогосударствах своя полиция, свои вооружённые силы, свои законы... Премьер-министр Италии или, к примеру, члены королевской семьи в Британии, не могут посетить Лондон-Сити без специального пропуска. Потому что там другая, более высокая власть. И в центре каждого из указанных мест находятся обелиски, покрытые древнеегипетскими иероглифами. Тоже очень интересный штришок. Но это отступление...


Лондон-Сити — финансовый центр западной цивилизации и всего мира (Иуда Искариот наших дней)


Вашингтон — силовой центр управления миром (Понтий Пилат наших дней)


Ватикан — духовный центр (Левий Матфей нашего времени).


Существует ещё умозрительный или мистический центр — это все простые люди, обычный народ. Так сказать, Иешуа наших дней, душа мира, ежесекундно приносимая в жертву безумию власть предержащих, но всякий раз возрождающаяся как Феникс.


Как я уже сказал три означенные ветви мировой власти находятся в мистическом подчинении у тех, над кем они властвуют. Власть жертв, власть женского, мистическая власть низов над своими губителями состоит в том, что они бесконечно воспроизводят монистский метанарратив. Через молитвы, через рециклирование мифа о сверхъестественном, через собственную ничтожность низы осуществляет контроль над произволом верхов, инициируя его. И в этом заключена самая большая тайна земного бытия, корни её следует искать в древнеегипетской религии, но это тема для другого блога...


Сейчас же пред нам встаёт такой вопрос: а что сам Иешуа говорил по поводу власти в книге мастера-Воланда?


В романе Га-Ноцри касаемо власти высказывается лишь однажды: «...я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.»


Налицо глубочайший разрыв между идеалами, проповедуемыми мессией, и фундаментальными основами христианской цивилизации... Но, может быть, всё так и задумано?


Итак, все три центральных персонажа романа мастера-Воланда являются слугами дьявола, а сама книга представляет собой как бы евангелие наоборот, евангелие от имени сатаны (об этом говорил и Кураев). Но, говоря об этом, нельзя забывать про эпиграф книги, цитаты из «Фауста» — прямого литературного предка «Мастера...»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо».


И вот всякий, кто говорит, что христианская вера — это ложь, выдумка и манипуляция, созданная для управления массами, как правило упускает из виду самое главное. А именно то, что хотя официальная религия, как и вся современная цивилизация, действительно создавались в качестве инструмента контроля и упорядочивания, она — тем не менее — парадоксальным образом уже два тысячелетия оказывается не ложью, не выдумкой, не манипуляцией, а апологией настоящей любви.


Здесь больше всего удивляет тот факт, что христианство само предпослало свою победу на длинной исторической дистанции, и предпослало тем обстоятельством, что уже в момент своего создания учитывало грядущий исторический процесс. Будто б его создатели знали, что разрабатываемое ими учение со временем станет первой мировой религией и рассматривали предстоящую историю Запада как свой стратегический проект. Такое под силу лишь тем, кто может видеть сквозь время!


https://www.youtube.com/watch?v=Yie6IgT72IU



Другие статьи в литературном дневнике: