392 Топосы в риторике

Ььььь: литературный дневник

АНТИЧНЫЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН


Перечислим эти этапы:
1. Инвенция или «нахождение», «изобретение» — invenire quid dicere — «изобрести, что сказать».
2. Диспозиция — «расположение» — inventa disponere — «расположить изобретенное».
3. Элокуция) — «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» — «ornare verbis» — «украсить словами».
4. Запоминание — речи в античности учили наизусть, репетировали; часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь.
5. Произнесение. Это «актерское», «театральное» исполнение речи — этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора.


ТОПОСЫ В РИТОРИКЕ


Всмотревшись в глубь многовековой истории риторики, мы обнаружим, что некогда «общие места» представляли собой вовсе не избитые фразы, не готовый результат чужого творчества, а настоящие смысловые модели, по которым любой ритор мог творить сам! «Общие места» и предоставляли говорящему именно те «способы размножения идей», познав которые человек приобщался к традиционной культуре
мысли и речи. Почему эти смысловые модели получили название «общих мест»? «Местами» (по-греч. «топами»: topos — место) они были названы, вероятно, потому, что в сознании ритора (и в науке риторике) речь представала как «карта местности», на которой каждая идея, каждое подразделение темы имело свое положение — место, позицию. Потому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое «место» речи, получила имя то;ос, или топ. «Общими» же эти смысловые модели были названы по причине их «модельной», а значит, обобщающей, природы.
У Аристотеля перечень смысловых моделей-топов и их описание приводятся для обучения искусству аргументации. Это значит, что каждая смысловая модель-топ может использоваться НЕ ТОЛЬКО для изобретения содержания речи, НО И для доказательства, как довод (аргумент).
В «Риторике» он дает около сорока моделей — 28 «надежных» топов (и 10 «ненадежных», «ошибочных», которые советует использовать для изобретения (составления) энтимем (сокращённых силлогизмов)).
У Цицерона в трактате «Топика» находим 16 основных топов. Это такие «общие места», как «определение», «часть», «род», «вид»,«сходство», «различие», «причина», «следствие», «сравнение» и другие.
В «Риторике» М. В. Ломоносова ученику-читателю предложено тоже 16 моделей-способов «расплодить» простые идеи, умножить их, превратить в «сложенные». Сегодня чаще всего приводится 14 топов.


В "Риторике" Волкова приводится следующая классификация топов:


Описательные (обстоятельственные) топы
I. Действие — претерпевание.
II. Предыдущее — последующее.
III. Место (положение).
IV. Время.
V. Состояние.
VI. Внешние обстоятельства.


Причинно-следственные топы
VII. Причина и следствие.
VIII. Условие.


Модально-оценочные топы
IX. Лицо — поступок.
X. Образ действия.
XI. Цель и средство.


Топы определения
XII. Присущее и привходящее.
XIII. Признаки.
XIV. Качества.
XV. Свойство.
XVI. Отношение.
XVII. Род — вид, индивид.
XVIII. Целое и часть.
XIX. Имя и вещь.
XX. Тождество.


Сравнительные топы
XXI. Большее — меньшее.
XXII. Подобие.
XXIII. Противное.
XXIV. Правило справедливости.
XXV. Обратимость.
XXVI. Транзитивность.





Топы в современной риторике (по учебнику Михальской)



Итак, топосы это: 1.) аргументы, доводы и 2.) перечень возможных суждений о предмете.


СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «РОД И ВИД»


Представьте себе, что предмет вашей речи — «простая идея», например роза. Никакая «речь о розе», в какой бы ситуации она ни произносилась, невозможна, пожалуй, без «разложения» этой простой идеи по модели «общее / частное», или «род и вид». Общим, родовым понятием (идеей) по отношению к вашей розе будет: цветок (также: растение — еще более высокая ступень обобщения). Видовыми (частными) понятиями (идеями) будут разновидности розы — простой дикий шиповник, махровая садовая роза, роза белая и алая и т.д.


Топ «род и вид» (включая топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой мысли (и речи) — ее «нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождение» от частного — к общему (индукция).


СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»


Определение мы рассматриваем сразу после топа «род и вид», потому что, определяя
предмет речи, делают это через ближайший род и видовое отличие.
Сократ в диалоге Платона «Федр», говоря о двух главных речемыслительных «способностях» человека и характеризуя первую «способность» («охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления»), утверждает также, что каждое из этих явлений должно быть при этом определено, «чтобы сделать ясным предмет» нашей речи.


СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ЦЕЛОЕ — ЧАСТИ»


Изобретение содержания речи, «размножение идей осуществляется и с использованием модели «целое — части». Это значит, что предмет речи (идею) надо:
а) рассмотреть как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом.
б) рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.
Охватив предмет как единое целое, мысль «работает» отдельно с каждой его частью (анализ), а затем вновь возвращается к целому, но уже на новом познавательном уровне (синтез). Как видите, риторический топ «целое — части» отражает универсальный принцип мышления.
Разделение предмета на части — в риторических целях — вовсе не такая простая задача, как может показаться.
Во-первых, в предметах выделяются (перечисляются и описываются) именно и только те части, которые и делают их функциональными, т.е. непосредственно служат для их употребления. Во-вторых, выделяются самые заметные, бросающиеся в глаза
элементы, отличающие их от других сходных объектов.


СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «СВОЙСТВА»


Это признаки предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия.
В текстах-описаниях топ «свойства» занимает, естественно, важнейшее место. Умение хорошо описывать подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи.


СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «СОПОСТАВЛЕНИЕ»


«Все познается в сравнении» — крылатое выражение, отражающее универсальность этой модели для познания мира. Поиски общего между предметами и явлениями, как и открытие отличного и противоположного, позволяют человеку структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей.
1) Сравнение: поиски сходства (аналогия).
2) Противопоставление: поиски различного (противоположного).


СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ»


Причинно-следственные отношения (топ «причина и следствие») особенно важны в аргументирующей речи (при рассуждении; при доказательстве).
Используя для изобретения содержания речи топ «причины и следствия», находя причины предмета речи, предвидя и обнаруживая в речи его следствия, нужно помнить: одна из наиболее частых ошибок ораторов, спорящих, и собеседников состоит в следующем. Отношения причины и следствия подменяются отношениями временной последовательности событий. «После того — не значит по причине того»,
Для создания текста (речи) топ «причина — следствие» используется в двух главных разновидностях:
а.) «веерная» - когда определяется набор, ряд причин одного явления.
б.) «цепная» - когда ряд умозаключений «от причины к следствию» составляет рассуждение и приводит к некоему выводу.


СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»


Топ «обстоятельства»: место, время, условия — где? когда? как? каким образом? Особенно важна эта модель в повествованиях. Овладев мастерством применения топа «обстоятельства», можно научиться решать подлинно творческие (писательские) задачи.


СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ «ПРИМЕР» И «СВИДЕТЕЛЬСТВА»


Примеры
Примеры к отдельным положениям речи или ко всей речи в целом необходимы в связи с общериторическими принципами о конкретике и близости (хорошо, мол, если иллюстрирующий материал конкретен и взят из области, знакомой и близкой адресату речи).
Примеры, иллюстрирующие мысль говорящего, черпаются из собственного жизненного опыта, из истории, фольклорных источников (чаще всего сказок), из художественной литературы и Священного Писания или же просто выдумываются, дабы соотнести «мораль» выдумки с содержанием собственной речи.


Свидетельства
Обращение к авторитетам. Это разного рода цитаты и изречения, которые употребляются в речи с целью придать ей весомость признанных людей.
Во-первых, цитаты и мудрости как правило приводятся лишь такие, которые несут в себе обобщённый смысл. И каждый рад узнать в таком высказывании собственную мысль.
Во-вторых, это часто ссылка на узнаваемую фигуру, что тоже оказывает благотворный эффект на слушателя.
В-третьих же, это может быть свидетельство человека КОМПЕТЕНТНОГО в обсуждаемом вопросе.


СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ИМЯ»


Смысловая модель «имя» является еще одним источником развития темы. Это обращение к происхождению и/или смыслу понятия (имени), обозначающего предмет вашего высказывания.
Топ «имя» как будто подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым словам своего послания, проанализируй значение и происхождение этих слов.


ЧТО ИНТЕРЕСНО?!


Каждая из приведённых выше смысловых моделей чаще встречается в тексте/речи какого-то одного определенного типа. Скажем, модель «причина и следствие», «общее и частное», «разновидности», «определение» особенно характерны для рассуждения; модель «обстоятельства» — для повествования; модель «свойства» — для описания.... ДАЛЬШЕ ПРОДОЛЖИТЬ!!!


Кроме того, нам стало ясно, что в тексте/речи каждая из смысловых моделей, как правило, приурочена к определенной позиции в общей структуре развёртывания послания, каждая как бы стремится занять свое место в ней: «определение» помещается чаще ближе к началу, «причины» предшествуют «следствиям», «примеры» следуют за тезисом, «свидетельства» занимают пограничные позиции и т. д... А ДАЛЬШЕ???!!!


Теперь, в заключение темы «размножения идей», нам осталось только представить:
1) как реально происходит этот процесс «размножения» мыслей и образуется смысловой «каркас» речи;
2) как практически использовать особенности этого процесса изобретения, чтобы наметить смысловую схему речи — ее понятийную, содержательную основу.


Ответ на 1 вопрос:
Представь в уме корабль. Это представление вызывает в сознании другие (смежные): море — буря — волны — шум в берегах — камни... Все это (процесс «размножения» мыслей при изобретении) на первом своем этапе напоминает известную игру в ассоциации.
Набрать простых идей путем размножения одной данной идеи помогает не только ассоциативное мышление, но и, конечно, использование уже известных нам «общих мест». Образуется целый «куст» идей, развивающих тему и образующих ее смысловой каркас. Однако этому «кусту» нельзя давать расти и ветвиться произвольно, дико; будущее риторическое произведение — это культурное растение, и для того чтобы оно дало нужные плоды, его с самого начала (со смыслового каркаса) необходимо оформлять — подвергать смысловой «обрезке».

Здесь начинается ответ на 2 вопрос.
Это практическая работа ритора-садовника, который искусно формирует первоначально дикое риторическое «растение», удаляя ненужные или не слишком удачные идеи и прививая необходимые, плодоносные и красивые.
Покажем, как это делается.
Итак, нам дана тема. Как правило, она представляет собой суждение. Нужно представить листок бумаги, в середину которого вы помещаете главный термин (основную идею, понятие) речи, а от него показываете ответвления, произвольно фиксируя возникающие ассоциации, а также те «идеи», которые возникают, когда вы перебираете в уме «общие места» (основные топы). Лишнее же потом при общем взгляде на получившийся «куст» зачеркивается. В результате получаем смысловую схему текста/речи.







Другие статьи в литературном дневнике: