421 Интонации в художественных текстах

Ььььь: литературный дневник

Особый строй - как самих предложений, так и абзаца в целом (перенос внимания) - отражающий эмоциональную сторону повествования.


Довольная интонация (у Чехова)


Потом все сидели в гостиной, с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман. Она начала так: «Мороз крепчал...» Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука... В мягких, глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостиной; и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге; Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, — читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать.
— Недурственно... — тихо проговорил Иван Петрович.


Героическая интонация (у Газданова)


Я висел, глядя остановившимися и расширенными глазами на то небольшое пространство гранита, которое находилось в поле моего зрения, и чувствуя, что ветка постепенно и мягко смещается под моей тяжестью. Небольшая прозрачная ящерица на секунду появилась чуть выше моих пальцев, и я отчетливо увидел ее голову, ее часто поднимающиеся и опускающиеся бока и тот мертвый ее взгляд, холодный и неподвижный, взгляд, которым смотрят пресмыкающиеся. Затем неуловимым и гибким движением она метнулась вверх и исчезла. Потом я услышал густое жужжание шмеля, то понижающееся, то повышающееся, не лишенное, впрочем, некоторой назойливой мелодичности и чем-то похожее на смутное звуковое воспоминание, которое вот-вот должно проясниться. Но ветка все больше и больше оседала под моими пальцами, и ужас все глубже и глубже проникал в меня. Он меньше всего поддавался описанию; в нем преобладало сознание того, что это последние минуты моей жизни, что нет силы в мире, которая могла бы меня спасти, что я один, совершенно один, и что внизу, на страшной глубине, которую я ощущал всеми своими мускулами, меня ждет смерть и против нее я безоружен. Я никогда не думал, что эти чувства - одиночество и ужас - можно испытывать не только душевно, но буквально всей поверхностью тела. И хотя я был еще жив и на моей коже не было ни одной царапины, я проходил с необыкновенной быстротой, которую ничто не могло ни остановить, ни даже замедлить, через душевную агонию, через ледяное томление и непобедимую тоску.




Люди очарованы техникой. Виртуальная сфера с её бесконечным потоком образов подобна второй, дополнительной сфере чувственного восприятия. В отличие от первой, она замещает пока лишь слух и зрение - самые важные, самые мощные чувства. Виртуальность создаёт сильную иллюзию присутствия в разных условиях и обстоятельствах. Но обоняние, осязание и вкус пока ещё не принадлежат виртуальной сфере. И человек оказывается как бы вечным наблюдателем, потому что сам он телесно в момент наблюдения выхвачен из ситуации, он не может почувствовать физической боли, настоящего страха или восторга, не может отреагировать также, как если бы всё то же самое происходило в действительности.
Соответственно, человек чувствует свою безответственность по отношению в происходящему на экране. Он ничем не рискует, ничем не стеснён, но он пока ещё не способен в достаточной мере воздействовать на виртуальность. Кроме того он вынужден отвлекаться, чтобы сходить в туалет, купить пищи, поспать наконец.
За всем этим скрывается колоссальная ложь, потому что однажды реальный мир о себе напомнит, обязательно напомнит. Однажды наступит этот момент.



Другие статьи в литературном дневнике: