85. Ю. Айхенвальд о Е. Баратынском85. Ю.АЙХЕНВАЛЬД о Е.БАРАТЫНСКОМ (1800-1844) Мысль прекрасна, и Баратынский отдался ей, но через это не стал рассудочен. Возникла особая лирика мысли, и, хотя вся роскошь непосредственных впечатлений, вся пленительная наивность жизни перегорела в этом гераклитовом огне ума, — она возродилась к новому бытию, светлая, углубленная, спокойная. Она потеряла значительную долю ’’здешних чувственных примет”, но зато дала сознанию ясность неожиданных откровений, радость понимания и приобщила его к замыслу вселенной. В этом отношении, в этом избытке умного, Баратынский похож на Гёте, и недаром именно он посвятил мудрейшему из поэтов мудрые и глубокие стихи. Таким образом, Баратынский как бы считает мысль не личной особенностью своего поэтического гения, а родной стихией всех поэтов вообще. Мы знаем, что он только отчасти прав: хотя разум и находит в слове, жилище мысли, своего прирожденного истолкователя, хотя, искусство слова, поэзия разумна по преимуществу, — она, конечно, изображает, славит и цветную и осязательную сторону жизни, не тяготеет к одному сверхчувственному. Только по отношению к Баратынскому верно то, что страстное чувство и чувственность остались за пределами его творчества. И все-таки от жизни пестрой и блещущей, от ее беспокойного и резкого полудня хочется иногда уйти к этому печальнику и мудрецу, в прохладу и сумрак его поэтического леса, чтобы в тишине навеваемой думы слушать там величавое эхо — прекрасную рифму его стихов. Ибо то, что он сказал, и в особенности то, как он сказал, входит в историю русской литературы страницей небольшой, но никем не повторенной и едва ли повторяемой. Недаром гласит его поэтическое завещание: ”Не подражай: своеобразен гений”. От присутствия Баратынского в нашей словесности стало как-то умнее, чище и серьезнее, и без него русская поэзия была бы скуднее мыслью и много потеряла бы в благородной звучности. 05.08.2021 г.
© Copyright: Евгений Говсиевич, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|