105. А. Белый о Н. Гумилёве

Евгений Говсиевич: литературный дневник

I05. А.БЕЛЫЙ о Н.ГУМИЛЕВЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гнедич Н.И. «Николай Гумилёв в воспоминаниях современников» - М.: «Книга по требованию», 2013.



• "Проакадемия", которая возникла по инициативе Гумилёва на "башне" Вячеслава Иванова, собиралась регулярно весной 1909 г. Эти собрания, наконец, решено было перенести в редакцию только что основанного журнала "Аполлон". Теперь этот кружок получил название "Общество ревнителей художественного слова". В обиходе же его называли Академией стиха.


С открытием этой поэтической Академии в начале октября 1909 г. стиль жизни на "башне" мало переменился, хотя одной из целей Вячеслава Иванова было разгрузить квартиру от наплыва многочисленных гостей. Заседания в "Аполлоне" на Мойке продолжались параллельно с "радениями" в квартире Иванова (на "башне").


• Гумилёв считался на башне своим и оставался иногда ночевать, когда было поздно возвращаться домой в Царское Село. В деталях башенного быта в воспоминаниях Белого существенных добавлений к биографии Гумилёва, увы, не много.


Иное дело - описанные им отношения с Вяч. Ивановым. Уже тогда они не прямые и не легкие. В период работы "Проакадемии" отношения были определеннее: с одной стороны - учитель, с другой - ученик; вещающий мэтр и внимающий последователь.


• К началу 1910 г. ситуация меняется. Внешний респект остается, но ученика уже нет. Гумилёв сам определяет литературную линию нового журнала. Однако Иванов, в силу иных внежурнальных заслуг занимает в аполлоновской иерархии место олимпийца.


Место Гумилёва, вполне понятное для сотрудников журнала, в первом номере "Аполлона" формально никак не определяется. В объявлении, приложенном к первому номеру, сотрудниками литературного отдела названы Анненский, Брюсов, Волошин, Волынский, Зелинский, даже Гюнтер и Л. Гуревич и, конечно, Иванов, но фамилии Гумилёва среди них нет.


Его имя вообще не фигурирует в списке сотрудников журнала. Упоминается оно лишь в связи с "литературным альманахом", т. е. в числе участников.


• На основании воспоминаний редактора "Аполлона" С. Маковского напрашивается вывод, что невключение Гумилёва в перечень сотрудников явилось результатом настойчивости Иванова. Но уже во втором номере журнала Маковский проявил независимость: теперь имя Гумилёва было указано в числе сотрудников литературного отдела.


• В конце 1909 - начале 1910 г. будущая полемика проявляется еще лишь в частных разговорах, и в воспоминаниях Белого мы видим лучшее описание эмбриональной стадии этой полемики, принявшей вскоре довольно широкий характер, с подключением к ней даже такого крупного журнала, каким была "Русская мысль".


Белый также встречался с Гумилёвым на "башне" и вступал с ним в споры. Это было в пору, когда открылся "Аполлон" и уже начала свою деятельность Академия стиха.


18.09.2021 г.



Другие статьи в литературном дневнике: