Лётчица Евгения Николаевна Мартова

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

Что мы знаем о наших соседях? По сути дела, ничего. А нам бы вслушаться в них. И тогда откроется удивительный прекрасный мир другой души.



Рядом со мной в тихом районе Москвы живёт знаменитая лётчица Евгения Николаевна Мартова. Наше знакомство произошло случайно возле обычной продуктовой палатки, когда мы обе покупали хлеб. Слово за слово, и я уже не могла оторваться от этой удивительной женщины. Что она знаменитая лётчица я узнаю много позже, а пока - просто очень интересный собеседник, с которым хочется говорить, говорить, говорить и впитывать сказанное всеми фибрами души. Спустя несколько дней Евгения Николаевна пригласила меня в гости. Наших бесед пересказывать не стану, расскажу только, КТО эта великая женщина.


Биографическая справка:


Лётчица Евгения Николаевна Мартова. Родом из пригородного района города Фрунзе, Евгения, записавшись во фрунзенский аэроклуб после окончания школы, всю свою жизнь посвятила авиации. Была летчиком-инструктором, учебных центров ДОСААФ, летавшие на реактивных самолетах, десятки её выпускников стали настоящими летчиками. На её счету семь мировых рекордов на самолетах. Летала в экипаже Ираиды Вертипраховой.


В 1966 году на самолете МиГ-21 побили мировые рекорды скорости полета летчицы ДОСААФа Марина Соловьева и Евгения Мартова. Евгения Мартова пролетела замкнутый маршрут в 2000 кило;метров со средней скоростью 900 километров в час. Все эти рекорды не превзойдены до сих пор.


В 1967 году: Евгения Мартова пролетела 100-километровую замкнутую дистанцию со скоростью 2128,7 километра в час. Достижения советских летчиц и сейчас числятся в таблице мировых авиационных рекордов. Этот сумасшедший рекорд долго не могли "перекрыть" даже мужчины.


В 16. 09. 1977 года первый в мире женский экипаж "Ил-62М" - (самолет длиной 53,12 метра и размахом крыльев 42,5 метра) - командир Ираида Вертипрахова, вторые пилоты Тамара Павленко и Евгения Мартова, штурман Галина Козырь, бортинженер Галина Смагина, бортрадист Нина Костыркина - с первой же попытки установили мировой рекорд. Итак, 16 сентября они прошли по замкнутому маршруту Москва - Симферополь - Москва, равностороннему треугольнику с периметром в 5000 километров. Экипаж установил сразу два мировых рекорда для машин подобного типа - скорости и дальности! В том числе, мировой рекорд дальности полета без посадки (11074км). 5019 километров их самолет пролетел за 5 часов 16 минут со средней скоростью 971 километр в час. Был превышен официальный мировой рекорд скорости, установленный мужским американским (!) экипажем на самолете "Боинг" (В-52).


Через несколько дней, после "разбора полетов", новых указаний, инструкций и отдыха, экипаж Вертипраховой снова поднял в небо свой везучий "ИЛ-62М". Результатом следующего полета стало очередное достижение - 10388 километров - на замкнутом маршруте - новый, свеженький рекорд дальности на "Ил-62М". Наконец, наступило 22 октября 1977 года. В присутствии спортивных комиссаров ФАИ самолет "Ил-62М", бортовой номер № 36454, оторвался от "бетонки" взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Софии. Далее, через минскую воздушную зону путь лежал в холодное Заполярье. Итак, Нарьян-Мар - Амдерма - полуостров Таймыр - Тикси - Верхоянск - Петропавловск-Камчатский.За 13 часов 01 минуту "Ил-62М" пролетел 10 036, 669 километра


Источник: Личный архив Вдовенко Б.Е


Далее приводятся выписки из разных статей.


Рекорды авиационные.


Информационная справка: Рекорды авиационные — наивысшие показатели в скорости, дальности, высоте, скороподъёмности, грузоподъёмности и продолжительности полёта, достигнутые на пилотируемых летательных аппаратов, входящих в классификацию спортивного кодекса Международной авиационной федерации (ФАИ). Р. а. подразделяются на национальные и мировые. Регистрацию мировых Р. а. с 1905 производит ФАИ, советских — с 1936 — вела авиационная спортивная комиссия Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. В самолётном спорте, вертолётном спорте, планёрном спорте, парашютном спорте, дельтапланёрном спорте мужские и женские рекорды регистрируются раздельно.
Скорость на замкнутом маршруте длиной 100 км:
Женщины - 2128,7 км/ч - 18.02.1967 - Е. Н. Мартова - СССР, Е-76


http:
Евгения Мартова пролетела замкнутый маршрут в 2000 километров со средней скоростью 900 километров в час. Все эти рекорды не превзойдены до сих пор. http: //www.borkodrom.ru/My/books/CAK_CCCP/CAK_CCCP.htm


В 1977 году ... женский экипаж в составе: Ираида Вертипрахова - командир, Тамара Павленко - 2й пилот, Евгения Мартова - 2й пилот, Галина Козырь - штурман, Галина Смагина - бортинженер, Нина Столярова - бортрадист, установил 5 мировых рекордов на дальнемагистральном пассажирском авиалайнере Ил-62. В том числе, мировой рекорд дальности полета без посадки (11074км).


...возглавляемый Ираидой Вертипраховой женский экипаж самолета Ил-62М установил сразу несколько мировых рекордов, пролетев по трассе Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва. Этот же экипаж выполнил беспосадочный перелет по маршруту София — Владивосток, пролетев за 13 часов 01 минуту расстояние 11 074 километра и в три раза перекрыв рекорд американок.


Даже видавший виды знаменитый летчик летчик-испытатель Владимир Коккинаки не удержался от восхищения тем, как вела себя в этом полете командир. «Вертипрахова должна была выполнить две, пожалуй, самые ответственные операции — взлет и посадку. Отмечу, порты Софии и Владивостока для постоянных полетов такой тяжелой машины не используются: коротковаты взлетно-посадочные полосы. Представьте себе, как тяжело было поднять до максимума заправленный горючим Ил-62М в такой ситуации. Не легче и посадить донельзя «похудевший» самолет. Ираида с обеими задачами справилась блестяще...» Вне сомнений столь же высокой оценки заслужили и помощницы И. Вертипраховой: вторые пилоты Е. Мартова и Т. Павленко, штурман Г. Козырь, бортинженер Г. Смагина и бортрадист Н. Костыркина. Все они не были случайными людьми в том полете, не были «калифами на час», за каждой числились не только часы безаварийного налета, но и годы борьбы за право занять свое, подобающее их умению и мастерству, рабочее место в небе. Потому не случайными стали четыре мировых рекорда дальности и высоты, которые за неполные два месяца установил «сборный женский экипаж».
...воздав летчице и ее подругам по заслугам, в Аэрофлоте постарались больше о рекорде не вспоминать. Ну не любило начальство женщин за штурвалом — что поделать?..
http:
Высшие мировые достижения у женщин: скорость — 2683,446 км/ч (1975, С. Е. Савицкая),
высота — 24 336 м (1965, Н. А. Проханова, СССР),
скорость на 100 км — 2128,7 км/ч (1967, Евгения Николаевна Мартова, СССР),
на 500 км — 2062 км/ч (1966, М. И. Соловьева, СССР),
на 1000 км — 1298,16 км/ч (1967, Л. Я. Зайцева, СССР),
на 2000 км — 900,267 км/ч (1966, Евгения Николаевна Мартова, СССР)... (Большая советская энциклопедия, Самолётный спорт). http: //dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129680/


"...К тому времени у Евгении Мартовой уже был установлен рекорд мира среди женщин на самолете "Е-76" (первоначальное название "МиГ-21"), в 1967 году: скорость = 2128,7 километра в час на замкнутом маршруте длиной 100 км! Этот сумасшедший рекорд долго не могли "перекрыть" даже мужчины..."



"16. 09. 1977 года первый в мире женский экипаж "Ил-62М" - (самолет длиной 53,12 метра и размахом крыльев 42,5 метра) - командир Ираида Вертипрахова, вторые пилоты Тамара Павленко и Евгения Мартова, штурман Галина Козырь, бортинженер Галина Смагина, бортрадист Нина Костыркина - с первой же попытки установили мировой рекорд. Итак, 16 сентября они прошли по замкнутому маршруту Москва - Симферополь - Москва, равностороннему треугольнику с периметром в 5000 километров. Экипаж установил сразу два мировых рекорда для машин подобного типа - скорости и дальности!5019 километров их самолет пролетел за 5 часов 16 минут со средней скоростью 971 километр в час. Был превышен официальный мировой рекорд скорости, установленный мужским американским (!) экипажем на самолете "Боинг" (В-52).
Через несколько дней, после "разбора полетов", новых указаний, инструкций и отдыха, экипаж Вертипраховой снова поднял в небо свой везучий "ИЛ-62М". Результатом следующего полета стало очередное достижение - 10388 километров - на замкнутом маршруте - новый, свеженький рекорд дальности на "Ил-62М". Наконец, наступило 22 октября 1977 года. В присутствии спортивных комиссаров ФАИ самолет "Ил-62М", бортовой номер № 36454, оторвался от "бетонки" взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Софии. Далее, через минскую воздушную зону путь лежал в холодное Заполярье. Итак, Нарьян-Мар - Амдерма - полуостров Таймыр - Тикси - Верхоянск - Петропавловск-Камчатский.За 13 часов 01 минуту "Ил-62М" пролетел 10 036, 669 километра
Прежний рекорд дальности полетов по прямой в классе самолетов с реактивными двигателями (3661 километр), принадлежавший знаменитой американской летчице - асу - талантливой Жаклин Кокран, имеющей "привычку" устанавливать мировые рекорды, - перекрыт почти … троекратно!
Итак, 5 свеженьких мировых рекордов. Звездные часы жизни!"
http: //dream-air.ru/forum/14-322-1


"...возглавляемый Ираидой Вертипраховой женский экипаж самолета Ил-62М установил сразу несколько мировых рекордов, пролетев по трассе Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва. Этот же экипаж выполнил беспосадочный перелет по маршруту София — Владивосток, пролетев за 13 часов 01 минуту расстояние 11 074 километра и в три раза перекрыв рекорд американок.


Даже видавший виды знаменитый летчик летчик-испытатель Владимир Коккинаки не удержался от восхищения тем, как вела себя в этом полете командир. «Вертипрахова должна была выполнить две, пожалуй, самые ответственные операции — взлет и посадку. Отмечу, порты Софии и Владивостока для постоянных полетов такой тяжелой машины не используются: коротковаты взлетно-посадочные полосы. Представьте себе, как тяжело было поднять до максимума заправленный горючим Ил-62М в такой ситуации. Не легче и посадить донельзя «похудевший» самолет. Ираида с обеими задачами справилась блестяще...» Вне сомнений столь же высокой оценки заслужили и помощницы И.Вертипраховой: вторые пилоты Е.Мартова (Евгения Николаевна Мартова) и Т.Павленко, штурман Г.Козырь, бортинженер Г.Смагина и бортрадист Н.Костыркина. Все они не были случайными людьми в том полете, не были «калифами на час», за каждой числились не только часы безаварийного налета, но и годы борьбы за право занять свое, подобающее их умению и мастерству, рабочее место в небе. Потому не случайными стали четыре мировых рекорда дальности и высоты, которые за неполные два месяца установил «сборный женский экипаж».


Знатоки истории гражданской авиации наверняка вам расскажут, по каким таким критериям именно красноярской летчице было доверено возглавить «рекордный» женский экипаж. Сразу скажем, она не была «блатной». Просто поспособствовала суета, возникшая тогда вокруг другой кандидатуры — космонавта Светланы Савицкой. В военно-воздушном ведомстве, где маршал Савицкий был крупной фигурой, прослышав, что «на самом верху» задуман чисто женский полет, очень захотели поспособствовать именно Светлане. Вот тогда, говорят, «гражданский» министр Борис Павлович Бугаев и закусил удила: «У нас что, своих не найдется?» А так как он, бывший личный пилот Брежнева, тоже был вхож к Леониду Ильичу, участие Вертипраховой в намеченном полете было предопределено. Тем более что в гражданской авиации — это знали все — ни у кого не было столь достойного послужного списка.


Один из ее бывших сослуживцев как-то написал в газету: «Более сорока лет я знаю этого замечательного человека. Все у нее было: и удачливость, и счастье, и достаток, и слава...». Могу присоединиться почти ко всем словам ветерана авиации, кроме одного. По журналистским делам я бывал у нее еще раз и в Красноярске, и позже – в ее родном Красноуфимске, что на Урале. Так вот, утверждаю: счастья в его общечеловеческом понимании ей не досталось. Да это никого в те времена и не удивляло: «Прежде думай о Родине, а потом о себе...». С юности заболев небом, она просто не оставила себе времени позаботиться о личном. Помню её фразу: «Счастье — это когда ты в кабине самолета». Счастье было и в том, что на её счету, пока она не села за штурвал своего первого самолета, были десятки мировых парашютных рекордов.


…Впрочем, воздав летчице и её подругам по заслугам, в Аэрофлоте постарались больше о рекорде не вспоминать. Ну не любило начальство женщин за штурвалом — что поделать? А потому выглядит совсем не случайным финал карьеры Вертипраховой-летчицы. Он был, прямо скажем, удручающим — однажды в аэропорту Сочи управляемый ею Ту-154 выкатился за полосу. Как потом выяснила комиссия, не по её вине — удержать штурвал этой машины на полосе не всегда удавалось даже очень крепким мужикам. То что у «тушки" был такой «каприз», знали все, но до поры до времени старались объяснить чем угодно, только не техническими свойствами. И в тот раз решили взяться за «человеческий фактор», благо человек случился подходящий. И чтобы другим неповадно было, «повесили» все на Вертипрахову. Приговор руководства летной службы отрасли был суров — во вторые пилоты более низкого по классу Ил-18. А устно из Москвы последовала еще более определенная депеша: на «кукурузник» Ан-2.
Три года не привыкшая сносить несправедливые обиды Вертипрахова пыталась доискаться правды, но, поняв, что ее не хотят услышать, написала заявление об уходе из авиации....


автор статьи - Анатолий ЖУРИН.


Справка:
Вертипрахова Ираида Федоровна (1931- 2006 г.г.). Заслуженный пилот СССР, мировая рекордсменка. Окончила аэроклуб ДОСААФ в Свердловске. ЦОЛТШ в Саранске. Совершила 400 прыжков с парашютом. Чемпионка СССР по затяжным прыжкам. Рекордсменка в групповых прыжках в ночных условиях. Пилот Гражданской авиации. Свыше 30 лет проработала в Красноярском УГА. Налет более 16000 часов. Одна из немногих женщин-командиров воздушных судов. Освоила самолеты Як-12, Ан-2,Як-18, Ил-18, Ту-154, Ил-62.. До 1985г. была командиром экипажа Ту-154 в Красноярском Управлении Гражданской Авиации. В дальнейшем работала руководителем полетов, авиадиспетчером. Единственная в нашей стране женщина, удостоенная звания «Заслуженный пилот СССР». Награждена орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Отличник Аэрофлота», знаком «За безаварийный налет часов». Почетный гражданин г. Красноуфимск (2006г.). " http: //albatrossgroup.ucoz.ru/forum/23-186-1


Дальше всех, быстрее всех! http:
В конце сентября 1938 года газеты мира опубликовали сообщение: советские летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова, вылетев из Москвы на самолете "Родина", за 26 часов 29 минут достигли района Дальнего Востока. Все в этом известии казалось фантастическим: и дальность перелета - 6450 километров и высота - 4 тысячи метров, не говоря уже о самом экипаже - женском. Прошло сорок лет. На смену поршневым самолетам пришли сверхзвуковые, из малой авиация переходила в "тяжелую". И вот недавно наши женщины доказали, что им по плечу и освоение могучих реактивных гигантов. На флагмане советской авиации лайнере ИЛ-62М они установили пять мировых рекордов один за другим. Отныне все достижения среди женщин в пилотировании самолетов с реактивными двигателями принадлежат летчицам нашей страны.


Эту отважную шестерку назвали "сборной Аэрофлота". Действительно, в Москву, в Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, они съехались из разных городов страны: командир экипажа Ираида Вертипрахова - из Красноярска, второй пилот Тамара Павленко - из Алма-Аты, бортинженер Галина Смагина - из Душанбе, штурман Галина Козырь, второй пилот Евгения Мартова и бортрадист Нина Костыркина - москвички. До этого они летали на разных самолетах - от легких спортивных бипланов до многоместных ЯК-40 и ИЛ-18. А теперь, первым среди женщин, им предстояло поднять в воздух такую "тяжелую" машину, как ИЛ-62М.
Потянулись напряженные дни учебы и тренировок. Громадный ИЛ был "приручен" всего лишь за два с половиной месяца вместо положенных шести. И они вышли на старт.
По замкнутому маршруту Москва - Симферополь - Свердловск—Москва протяженностью в 5 тысяч километров они летели со средней скоростью 953 километра в час, установив тем самым новый мировой рекорд дальности и побив "попутно" мужской официальный рекорд скорости, принадлежавший американцам. Через несколько дней они перекрыли это свое достижение, дважды пройдя без посадки по тому же маршруту (10 420 километров). А еще месяц спустя проделали путь из Софии во Владивосток длиною 10074 километра, чуть ли не втрое превысив прежнее мировое достижение дальности полета по прямой, принадлежавшее американке Ж. Кокран.
Рекорды женского экипажа ИЛ-62М не самоцель. Решались чисто практические задачи. Например, беспосадочный перелет через девять часовых поясов во Владивосток проходил по новой, еще не отработанной трассе, в основном по Заполярью, вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Аэродромы там маленькие - большой машине не сесть, метеоусловия чрезвычайно сложные, связь с землей затруднена. Но Крайнему Северу необходимо прямое сообщение с центральными районами. Потому-то и придавалось такое значение "проработке" новой трассы. И самолет прошел ее идеально, за рекордно короткий срок - 13 часов 1 минуту. Значит, большие реактивные лайнеры могут летать и здесь.
Полет на Дальний Восток можно назвать еще и испытательным: на борту были установлены новейшие навигационные системы, позволяющие машине точно выдерживать курс без помощи земли. В этом рейсе, как и в предыдущих, ИЛ-62М шел на предельных режимах и от взлета до посадки пилотировался вручную. Расчеты специалистов подтвердились: лайнер может ходить на значительно больших скоростях, беспосадочные перелеты на десять тысяч километров - реальность. А значит, сегодняшние рекорды могут и должны стать повседневной практикой. Тогда на трассах из центральных районов в Приморье, скажем, на такой. как Москва - Петропавловск-Камчатский, путь можно будет сократить на тысячу километров. А это экономия времени и тонн горючего.
Серия рекордных полетов требовала от женщин ювелирного управления большой, сложной машиной. Летчик-испытатель Виктор Козлов, руководитель группы инструкторов, готовивших "великолепную шестерку", доволен своими подопечными:
- Справились они блестяще, летали с поразительной точностью, с какой-то чисто женской аккуратностью. Проходя по замкнутому маршруту, они дважды попадали в зону сильного встречного ветра. Это всегда связано с потерей скорости, задержками в пути, а они ухитрились отклониться от графика лишь на три минуты...
А вот мнение знаменитого летчика-испытателя Владимира Коккинаки, который десять лет назад впервые оторвал от земли ИЛ-62:
- Мастерству и успехам наших летчиц могут позавидовать даже мужчины. Мало того, что они побили "попутно" один мужской рекорд: ни один экипаж ИЛ-62М вообще не летал на расстояния, подобные перелету на
Дальний Восток. А как слушалась их машина, как умело выполнили они взлет и посадку! Ведь аэропорты Софии и Владивостока для постоянных полетов на таких больших самолетах не используются: слишком коротки взлетно-посадочные полосы. Подумайте, как трудно было в этих условиях поднять до максимума загруженный ИЛ, а потом посадить его донельзя "похудевшим"!..
...Кто же они, эти женщины?
За плечами каждой из них аэроклуб, летная школа, инструкторская работа, а затем полеты на самолетах гражданской авиации. Подсчитано, что все вместе они провели в воздухе свыше сорока тысяч часов.
Профессия, избранная ими, требует воли, мужества, упорства. Но это не мешает им оставаться обаятельными женщинами, женами, матерями со всеми их женскими заботами. Виктор Козлов рассказывает:
— Мы возвращались из Владивостока. После рекордного полета экипаж отдыхал, а самолет вели инструкторы. Захожу в салон и вижу: одна делает себе маникюр, другая сооружает какую-то замысловатую прическу, третья "колдует" перед зеркалом... Даже неловко стало, что "не постучался", не спросил разрешения войти, ведь они готовились к выходу в "свет"...



Н. Грашин. Журнал "Советская женщина", 1978год.



В 1966 году на самолете МиГ-21 побили мировые рекорды скорости полета летчицы ДОСААФа Марина Соловьева и Евгения Мартова. ("Роль женщин в истории авиации и воздухоплавания". автор статьи - Данилова Елена Игоревна)
http:


Б.А.Орлов. «Записки летчика-испытателя» http: //www.testpilot.ru/review/notes/09_mig15uti_1.htm



30 августа 1963 года. Самолет МиГ-15 УТИ, полетов - 2, время 0 часов 16 минут. Самостоятельный вылет
Где-то летом 1964 г. в ШЛИ появились необычные для этого сурового заведения люди, а именно. Женя Мартова (Евгения Николаевна Мартова), Наташа Проханова, Лида Зайцева, Марина Соловьева - летчики-инструкторы учебных центров ДОСААФ, летавшие на реактивных самолетах, и Людмила Соловова, спортсменка-летчица, инженер ЛИИ.
Тогда авиацию ДОСААФ возглавлял Алексей Константинович Пахомов. прекрасный в прошлом летчик-истребитель и испытатель, хорошо относившийся к молодежи и поддержавший идею установления женщинами авиационных рекордов. Вот при нем и началась женская "рекордная эпопея": Марина Попович стала готовиться к рекордам в ГК НИИ ВВС, Галя Корчуганова и Розалия Шихина - в ЦАК с помощью КБ Яковлева, а вышеназванная группа девчат - в школе летчиков-испытателей.
Получилось так, что девушки больше всего летали в нашей группе, у Н.И.Нуждина: наверное, потому, что мы к тому времени почти закончили основную программу и наш инструктор был посвободнее. Все девушки летали хорошо, быстро закончили программу на МиГ-15 и стали летать на МиГ-21. Почти всегда в заднюю кабину "спарок" Нуждин сажал меня, видимо, для увеличения моего небогатого реактивного налета. С девушками я летал и раньше, в аэроклубе, поэтому мог сравнивать их технику пилотирования с мужской.
Что я могу сказать о женщинах-летчицах? По-моему, нет какой-то типично женской манеры летания: кто летает хорошо, кто похуже - точно так же, как и мужчины. Если не знаешь, кто пилотирует самолет, то и не определишь никогда, кто там "рулит" - матерый суровый пилотяга или элегантная женщина... Выносливости женщинам не занимать, особой физической силы при пилотировании современных самолетов не требуется, переносимость перегрузок у всех - и мужчин, и женщин - вещь сугубо индивидуальная, зависит не от пола, а от физической и психологической подготовленности. Я видел, как после трудного силового пилотажа крепкие ребята тяжело выбирались из кабин Як-18П и брели в тенек, полежать на травке, а тоненькая Алка Шихина, лепетавшаяся до аварийного остатка на таком же пилотаже, легко выскакивала из "Яка" и бежала к Порфирову с просьбой дать ей еще полетик...
Так что летать женщины могут, и многие делают это совсем неплохо.
Но, что греха таить, у большинства мужчин-авиаторов, к которому я отношу, увы, и себя, существует к летчицам такое, я бы сказал, скептически-снисходительное отношение. В основе его лежит, я думаю, укоренившееся и устойчивое мнение, что женщины не должны заниматься истинно мужским делом (ведь даже есть литературный штамп - "мужественный авиатор"), и то, что отдельные женщины добиваются очевидных успехов в этом деле, воспринимается скорее как исключение, чем как правило.
Кое-какие основания для этого имеются: не секрет, что женщины по своей природе эмоциональнее мужчин, а излишняя эмоциональность в летной профессии не всегда желательна. Я знал одну летчицу, которая, видя, что не может точно выдержать режим полета, бросала штурвал Ил-12 чуть ли не со слезами: "Ах, ничего-то у меня не получается!" Не думаю, чтобы мужик, самый бестолковый, был способен на такое: сопел бы, мучился, но штурвал бы не бросил, пока б не отняли...
И другое. Постоянно чувствовать такое отношение к себе. о котором я говорил выше. наверное, не очень приятно. По моим наблюдениям, это вызывает порой ответную реакцию в виде некоторой, так сказать, ершистости, готовности дать немедленный отпор любым, даже кажущимся поползновениям на свой статус летчика, повышенную чувствительность к замечаниям, даже и по делу, и иногда стремление доказать всем маловерам, что "я могу сделать лучше, чем вы, мужики". Это частенько приводит к натянутым отношениям в экипаже и в летном коллективе. Поэтому летные начальники неохотно принимают на работу женшин, хотя я не припомню, чтобы по вине летчика-женщины случилось летное происшествие.
Женщинам в авиации нелегко; трудно пробиться в летчики не только по тем причинам, о которых я упомянул: здесь и семейные обстоятельства, и крайне ограниченное число учебных заведений, где женщина может получить летную специальность. Но все-таки самые упорные и сильные добиваются своего.
Наши девушки прошли подготовку к рекордным полетам и стали летать уже непосредственно на рекорды. Наташа Проханова установила рекорд высоты при наборе динамического потолка, Лида Зайцева побила прежний рекорд высоты в установившемся полете. Женя Мартова (Евгения Николаевна Мартова) очень хорошо слетала на дальность - на обычном МиГ-21 пролетела две тысячи километров!
В полете Марины Соловьевой едва не произошло ЧП (чрезвычайное происшествие): она разогнала свой МиГ-21 до немыслимой скорости. почти 1500 км/час - на 300 км/час больше, чем разрешено на этом самолете! "МиГ" все вытерпел, только после полета пришлось выгребать остатки форсажных коллекторов из выхлопного сопла...
Дело в том. что при разгоне заданного числа М ( отношения истинной скорости полета к скорости звука на данной высоте) нужно строго выдерживать высоту полета, ни в коем случае не "прижимая" самолет для увеличения скорости, так как с уменьшением высоты (и ростом температуры) растет скорость звука, и, несмотря на увеличение приборной скорости, увеличения числа М может и не произойти. Марина упустила контроль за высотой и приборной скоростью, видела только медленно увеличивающееся число М, далекое от того, на котором нужно было выполнять полет, и все больше теряла высоту, разгоняя машину. В итоге приборная скорость превысила ограничение.
Справедливости ради скажу, что подобные ошибки допускали и гораздо более опытные летчики, чем Марина: один разогнал МиГ-21 почти до 1600 км/час, другой - МиГ-25 до такой же скорости да вдобавок еще превысил допустимую перегрузку чуть ли не в два раза! МиГ-21 остался невредим, МиГ-25 пришлось списать...
Я называю скорость 1500-1600 км/час фантастической (по тем временам), хотя известно, что МиГ-21 достигает скорости более 2000 км/час, а МиГ-25 - 3000 км/час. Но те скорости - это так называемые истинные скорости полета относительно земной поверхности (если не учитывать ветер), а истинная скорость тем больше, чем больше высота, и может быть очень большой на большой высоте при весьма скромной приборной скорости. Приборная же скорость пропорциональна давлению набегающего потока воздуха, и её максимальное значение ограничивается прочностью самолета и двигателя. Поэтому превышать приборную скорость опасно, самолет имеет право разрушиться.
Все это летчики обязаны знать, но иногда не хватает внимания за всем уследить, особенно при выполнении боевой задачи, вот и несутся самолеты за всякие ограничения... Сейчас на самолетах устанавливают различные устройства, помогающие летчику справиться с машиной, но все равно главная ответственность за безопасное управление летательным аппаратом ложится на экипаж.



И здесь о Мартовой:
http: //nfau.org/index.php?page=foto-2
http: Фотография и статья



Другие статьи в литературном дневнике: