патрон Видения

Нина Тур: литературный дневник

Яков Плакотнюк
Переулок Сивцев Вражек, 43. Хамовники, Москва 119002. 55.746497, 37.586739. ... Надпись на мемориальной доске: "В этом доме с 1920 по 1942 год жил и работал художник Михаил Васильевич Нестеров".
За год до смерти за один из таких портретов, портрет академика Павлова, художник был награжден Сталинской премией
Сергиев Посад — Абрамцево — Москва — Болшево,Впервые Нестеров поселился в Сергиевом Посаде летом 1888 года, работая над картинами «Пустынник» и «За приворотным зельем». В течении многих лет окрестности Троице-Сергиевой лавры будут для него источником творческого вдохновения, а сюжеты о преподобном украсят со временем залы собрания П. М. Третьякова.в Троицкий собор поклониться преподобному. Рядом с ракой с мощами в южных вратах собора зияет пробоина от ядра польской пушки — и во времена Смутного времени важнейшую роль сыграла основанная Сергием обитель. Неспешно льется акафист преподобному, и слова Евангелия как бы заключают его призыв ко всем нам: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы»...экскурсию в Церковно-археологическом кабинете (ЦАК) — до этого времени гуляю по Лавре. Всадники» (1932 г.), на сюжет из обороны Троице-Сергиевой лавры в месяцы ее осады, относящиеся к Смутному времени..Напишу... о том, как во время осады Троицкой лавры в польском стане на утренней заре увидали паны-ляхи несущихся трех дивных старцев на белых конях и как эти старцы по утреннему туману промчались мимо них и скрылись во святых воротах». (Из письма М.В. Нестерова к С.Н. Дурылину, 24 апреля 1932 года)


Останавливаюсь и замираю перед «Страстной седмицей». Картина написана в советское время, в 1933 году. По своему содержанию она продолжает линию дореволюционных картин художника — «Святая Русь» (1901-1906), «Путь ко Христу» (1910-1911), «Душа народа» (1914-1916). Только на картине «Страстная седмица» Христос уже не выходит навстречу ищущему его народу — он распят на русской Голгофе, а изображенные на полотне люди (среди них Гоголь, Достоевский, женщина с маленьким гробиком) предстоят в покаянии.«Работа, одна работа имеет еще силу отвлекать меня от совершившегося исторического преступления! От гибели России. Работа дает веру, что через крестный путь и свою Голгофу — Родина наша должна прийти к великому Воскресению. Когда оно совершится! — Кто знает, — но знамение есть. Может быть, мы будем свидетельствовать великому, радостному событию, но ведь мы и не заслужили его — мы свидетели гибели, и вольные и невольные пособники этой гибели великой Родины...» (Из письма М.В. Нестерова к А.В. Жиркевичу, 12 мая 1918 года, Москва)В 1889 году на вырученные от «Пустынника» средства Нестеров устравивает свою первую заграничную поездку в Италию. Вернувшись оттуда, в творческом подъеме художник создаст одну из своих выдающихся картин — «Видение отроку Варфоломею». Ряд пейзажей, дуб для первого плана и сам первый план картины были написаны в окрестностях деревни Комякино недалеко от Абрамцево. Фон же к «Варфоломею» был написан с абрамцевского балкона.Однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе — капустные малахитовые огороды, справа — золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего „Варфоломея“ такой, что лучше не выдумать.
И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством „подлинности“, историчности его: именно такой, а не иной, стало мне казаться, должен быть ландшафт. Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать». (М. В. Нестеров. Воспоминания)Девочки с персиками», персики?.. Ответ окажется прост и прозвучит на экскурсии по усадебному дому: абрамцевские персики оранжерейные.В усадебном доме хранятся несколько небольших картин и дружеских шаржей М. В. Нестерова. Среди картин — «Девушка-нижегородка». Особое место в столовой дома занимает послереволюционная авторская копия «Видения отроку Варфоломею».


Спускаюсь к речке Воре. Живописная красота русской природы здесь и поныне радует глаз. Лепота!..П.А. Флоренский писал А.С. Мамонтовой, первой хранительнице абрамцевского музея, дочери С.И. Мамонтова: «Вы хранительница чего-то более тонкого и духовного, чем только покосы, лес и даже дом... Абрамцево, дорогое Вам, прежде всего, есть духовная идея, которая не уничтожаема».На Большой Ордынке из-за невысокой стены обители выглядывает купол Покровского храма, расписанного Нестеровым в 1908-1911 гг. по просьбе основательницы обители вел. кн. Елизаветы Федоровны.
«Мечта расписать в Москве храм была давняя», — пишет в своих воспоминаниях художник. Снаружи храм украшают две мозаики, также сделанные по эскизам Нестерова. Внутри же входящего в церковь встречает картина «Путь ко Христу».М.В. Нестеров. «Путь ко Христу». Роспись трапезной части Покровского храма Марфо-Мариинской обители


«В картине „Путь ко Христу“ мне хотелось досказать то, что не сумел я передать в своей „Святой Руси“. Та же толпа верующих, больше простых людей — мужчин, женщин, детей — идет, ищет пути ко спасению. Слева раненый, на костылях, солдат, его я поместил, памятуя полученное мною после моей выставки письмо от одного тенгинца из Ахалциха. Солдат писал мне, что снимок со „Святой Руси“ есть у них в казармах, они смотрят на него и не видят в толпе солдата, а как часто он, русский солдат, отдавал свою жизнь за веру, за эту самую „Святую Русь“.
Фоном для толпы, ищущей правды, должен быть характерный русский пейзаж. Лучше весенний, когда в таком множестве народ по дорогам и весям шел, тянулся к монастырям, где искал себе помощи, разгадки своим сомнениям и где сотни лет находил их, или казалось ему, что он находил...» (М.В. Нестеров. Воспоминания)


«Путь ко Христу» художником писался дважды — из-за плохой загрунтовки стен первая роспись была безнадежно испорчена. «Я только что окончил большую картину „Путь ко Христу“, радовался этому, предполагал в ближайшее время показать ее вел.княгине... Прихожу в церковь, поднимаюсь на леса и замечаю по всей картине выступившие какие-то черные маслянистые нарывы. Что такое? Какое их множество! Пробую пальцем, они лопаются, на их месте — черные маслянистые слизняки. Точь-в-точь, как было с Абастуманским орнаментом на загрунтованных Свиньиным стенах. Какой ужас!» (М.В. Нестеров. Воспоминания)


Росписи храма наполнены ощутимой нежной любовью. Скажу, что мое знакомство с творчеством великого русского художника началось в свое время именно с этих росписей Марфо-Мариинской обители.


М.В. Нестеров. «Литургия Ангелов» и Покров Божией Матери. Роспись алтарной части Покровского храма Марфо-Мариинской обители


После Марфо-Мариинской обители я зашел полюбоваться фасадом Третьяковской галереи, выполненным по рисункам В.М. Васнецова. Собрание картин П.М. Третьякова очень многое значило в жизни М.В. Нестерова. Когда-то отец сказал, что не признает в Нестерове художника, пока его картина не будет приобретена Третьяковым в галерею. Первой такой картиной стал «Пустынник» (1888-1889), следующей — «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890).


«Он любил в пожилые годы тайно прийти в Третьяковскую галерею и там встретиться вновь с героем своего творчества.
— Живет! Слава Богу, живет! — не раз говаривал он мне после такого тайного свидания с Сергием своих картин, а иногда прибавлял к этому: — Вот ведь чудеса: смотрят его! Есть такие чудаки, что мимо не проходят. Остановятся — и смотрят!
К концу жизни Нестерова эти сообщения его становились все чаще.
— Любят его! — сказал мне однажды художник после одного из последних посещений Третьяковской галереи.
И в этих словах сквозила ничем не скрытая радость. Он убедился, что навсегда дал родному народу прекрасный образ того, кто, по его словам, мудрой и простой «красотой просиял в нашей истории, в нашем народе». (С. Дурылин. Нестеров в жизни и творчестве)


Болшево


«Сегодня иду на именины Серг. Николаевича, который (или, вернее, Ирина) построил себе „хижину“ верстах в тридцати пяти от Москвы, там будет комната, которая в любое время будет ожидать моего посещения».
Из письма М.В. Нестерова, октябрь 1937 года


Последним местом, которое я хотел посетить в этой поездке, было Болшево, ныне один из районов города Королева. Здесь недалеко от железнодорожной станции я отыскал нужный мне адрес, отворил калитку и во всей красе увидел уютный двухэтажный дом с верандой, в свое время собиравший в своих стенах многих известных деятелей середины XX века — дом-музей С.Н. Дурылина, искусствоведа, писателя и священника.


Место это называют здесь «Болшевским Абрамцевым», намекая на преемственность от Абрамцева Аксаковского и Мамонтовского. Не раз бывали в этом доме актеры Ильинский и Яблочкина. Подолгу гостил здесь и М.В. Нестеров, лучший друг хозяина дома. Для Нестерова в доме была выделена отдельная комната.


Дом был построен в 1936 году по проекту Щусева и Дурылина из остатков разрушенного Страстного монастыря, располагавшегося на Тверской улице Москвы. Перед этим монастырем более полувека стоял с преклоненной главой первый памятник А.С. Пушкину (1880 г.).


Окно из разрушенного Страстного монастыря в комнате М.В. Нестерова


К великому моему изумлению работники музея встретили гостя с открытой душой, тепло и по-семейному. Напоили чаем на кухне, где в картонной коробке шевелились маленькие черно-белые котята, а после провели по комнатам дома, сопроводив осмотр подробным рассказом. В этом доме на удивление близко ощущается атмосфера того времени, когда жили здесь С.Н. Дурылин со своей супругой Ириной, когда в гости к ним приезжал художник М.В. Нестеров, когда велись здесь глубокие разговоры о вопросах, которые ставила перед людьми жизнь. В моих планах до отправления поезда в Санкт-Петербург было найти дом на Сивцевом Вражке, где жил М.В. Нестеров в советские годы, также хотелось прогуляться по любомому мною Коломенскому. Но «Болшевское Абрамцево» без остатка поглотило мое сердце и чувства, и я провел там время до самого отхода поезда. Сердечно благодарю директора музея Геннадия Васильевича и его коллег за труды и искреннюю любовь к своему делу!
DSC04033.JPG
Мольберт М.В. Нестерова с портретом поныне здравствуйщей внучки художника М.И. Титовой кисти Ф.С. Булгакова


DSC04033.JPG DSC04048.JPGDSC04047.JPG
Рисунки М.В. Нестерова в его комнате, на одном из которых изображен Болшевский дом Дурылиных


Нестеров и Дурылин.jpg
М.В. Нестеров (справа) и С.Н. Дурылин


Нестеров и Дурылин.jpg Нестеров и Дурылин.jpg
Самовар как символ гостеприимства в этом доме


Нестеров и Дурылин.jpg
Издание Углицкого предания «Отрок-мученик» в переработке В.М. Михеева. Рисунки М.В. Нестерова, В.И. Сурикова и Е.М. Бём. Дарственная надпись: «Дорогому, Милому другу Сергею Николаевичу Дурылину на память от любящего Михаила Нестерова. 1936. Ноябрь»


DSC04063.JPG DSC04063.JPGНестеров и Дурылин.jpg
Рисунки М.В. Нестерова из книги «Отрок-мученик»


В комнате С.Н. Дурылина не стене висит копия картины М.В. Нестерова «Тяжелые думы» (1926). На ней в тяжелых думах изображен сам С.Н. Дурылин, с крестом и в рясе.


М. В. Нестеров. «Тяжелые думы» (1926)


Картина писалась уже после того, как советская власть запретила С.Н. Дурылину священническое служение. Портрет долгое время хранился в доме Дурылиных в чехле за диваном, откуда был передан в Церковно-археологический кабинет Троице-Сергиевой лавры, где находится и поныне.


«Уезжая из Болшева в последний раз, он говорил:
— Умирать пора, а вот с природой жалко расставаться. — Он оглянул широкий окоем луговины, реки, леса и тихо произнес: — Умирать буду — и все природу вспоминать. Не расставался бы с ней!» (С. Дурылин. Нестеров в жизни и творчестве)


В заключение рассказа о своей поездке по Нестеровским местам я бы хотел привести запись, оставленную художником в июне 1941 года в гостевой книге Дурылиных:
«Здесь, в Болшеве, я жил всегда прекрасно, жил так и теперь, в июне 1941 года, окруженный заботами и любовью дорогих мне людей: Сергея Николаевича и Ирины Дурылиных. Спасибо за всё, всё. За мою горячность, неуступчивость прошу простить меня.
Любящий Вас Михаил Нестеров»М.В. Нестеров. «Путь ко Христу». Роспись трапезной части Покровского храма Марфо-Мариинской обители


«В картине „Путь ко Христу“ мне хотелось досказать то, что не сумел я передать в своей „Святой Руси“. Та же толпа верующих, больше простых людей — мужчин, женщин, детей — идет, ищет пути ко спасению. Слева раненый, на костылях, солдат, его я поместил, памятуя полученное мною после моей выставки письмо от одного тенгинца из Ахалциха. Солдат писал мне, что снимок со „Святой Руси“ есть у них в казармах, они смотрят на него и не видят в толпе солдата, а как часто он, русский солдат, отдавал свою жизнь за веру, за эту самую „Святую Русь“.
Фоном для толпы, ищущей правды, должен быть характерный русский пейзаж. Лучше весенний, когда в таком множестве народ по дорогам и весям шел, тянулся к монастырям, где искал себе помощи, разгадки своим сомнениям и где сотни лет находил их, или казалось ему, что он находил...» (М.В. Нестеров. Воспоминания)


«Путь ко Христу» художником писался дважды — из-за плохой загрунтовки стен первая роспись была безнадежно испорчена. «Я только что окончил большую картину „Путь ко Христу“, радовался этому, предполагал в ближайшее время показать ее вел.княгине... Прихожу в церковь, поднимаюсь на леса и замечаю по всей картине выступившие какие-то черные маслянистые нарывы. Что такое? Какое их множество! Пробую пальцем, они лопаются, на их месте — черные маслянистые слизняки. Точь-в-точь, как было с Абастуманским орнаментом на загрунтованных Свиньиным стенах. Какой ужас!» (М.В. Нестеров. Воспоминания)


Росписи храма наполнены ощутимой нежной любовью. Скажу, что мое знакомство с творчеством великого русского художника началось в свое время именно с этих росписей Марфо-Мариинской обители.


М.В. Нестеров. «Литургия Ангелов» и Покров Божией Матери. Роспись алтарной части Покровского храма Марфо-Мариинской обители


После Марфо-Мариинской обители я зашел полюбоваться фасадом Третьяковской галереи, выполненным по рисункам В.М. Васнецова. Собрание картин П.М. Третьякова очень многое значило в жизни М.В. Нестерова. Когда-то отец сказал, что не признает в Нестерове художника, пока его картина не будет приобретена Третьяковым в галерею. Первой такой картиной стал «Пустынник» (1888-1889), следующей — «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890).


«Он любил в пожилые годы тайно прийти в Третьяковскую галерею и там встретиться вновь с героем своего творчества.
— Живет! Слава Богу, живет! — не раз говаривал он мне после такого тайного свидания с Сергием своих картин, а иногда прибавлял к этому: — Вот ведь чудеса: смотрят его! Есть такие чудаки, что мимо не проходят. Остановятся — и смотрят!
К концу жизни Нестерова эти сообщения его становились все чаще.
— Любят его! — сказал мне однажды художник после одного из последних посещений Третьяковской галереи.
И в этих словах сквозила ничем не скрытая радость. Он убедился, что навсегда дал родному народу прекрасный образ того, кто, по его словам, мудрой и простой «красотой просиял в нашей истории, в нашем народе». (С. Дурылин. Нестеров в жизни и творчестве)


Болшево


«Сегодня иду на именины Серг. Николаевича, который (или, вернее, Ирина) построил себе „хижину“ верстах в тридцати пяти от Москвы, там будет комната, которая в любое время будет ожидать моего посещения».
Из письма М.В. Нестерова, октябрь 1937 года


Последним местом, которое я хотел посетить в этой поездке, было Болшево, ныне один из районов города Королева. Здесь недалеко от железнодорожной станции я отыскал нужный мне адрес, отворил калитку и во всей красе увидел уютный двухэтажный дом с верандой, в свое время собиравший в своих стенах многих известных деятелей середины XX века — дом-музей С.Н. Дурылина, искусствоведа, писателя и священника.


Место это называют здесь «Болшевским Абрамцевым», намекая на преемственность от Абрамцева Аксаковского и Мамонтовского. Не раз бывали в этом доме актеры Ильинский и Яблочкина. Подолгу гостил здесь и М.В. Нестеров, лучший друг хозяина дома. Для Нестерова в доме была выделена отдельная комната.


Дом был построен в 1936 году по проекту Щусева и Дурылина из остатков разрушенного Страстного монастыря, располагавшегося на Тверской улице Москвы. Перед этим монастырем более полувека стоял с преклоненной главой первый памятник А.С. Пушкину (1880 г.).


Окно из разрушенного Страстного монастыря в комнате М.В. Нестерова


К великому моему изумлению работники музея встретили гостя с открытой душой, тепло и по-семейному. Напоили чаем на кухне, где в картонной коробке шевелились маленькие черно-белые котята, а после провели по комнатам дома, сопроводив осмотр подробным рассказом. В этом доме на удивление близко ощущается атмосфера того времени, когда жили здесь С.Н. Дурылин со своей супругой Ириной, когда в гости к ним приезжал художник М.В. Нестеров, когда велись здесь глубокие разговоры о вопросах, которые ставила перед людьми жизнь. В моих планах до отправления поезда в Санкт-Петербург было найти дом на Сивцевом Вражке, где жил М.В. Нестеров в советские годы, также хотелось прогуляться по любомому мною Коломенскому. Но «Болшевское Абрамцево» без остатка поглотило мое сердце и чувства, и я провел там время до самого отхода поезда. Сердечно благодарю директора музея Геннадия Васильевича и его коллег за труды и искреннюю любовь к своему делу!
DSC04033.JPG
Мольберт М.В. Нестерова с портретом поныне здравствуйщей внучки художника М.И. Титовой кисти Ф.С. Булгакова


DSC04033.JPG DSC04048.JPGDSC04047.JPG
Рисунки М.В. Нестерова в его комнате, на одном из которых изображен Болшевский дом Дурылиных


Нестеров и Дурылин.jpg
М.В. Нестеров (справа) и С.Н. Дурылин


Нестеров и Дурылин.jpg Нестеров и Дурылин.jpg
Самовар как символ гостеприимства в этом доме


Нестеров и Дурылин.jpg
Издание Углицкого предания «Отрок-мученик» в переработке В.М. Михеева. Рисунки М.В. Нестерова, В.И. Сурикова и Е.М. Бём. Дарственная надпись: «Дорогому, Милому другу Сергею Николаевичу Дурылину на память от любящего Михаила Нестерова. 1936. Ноябрь»


DSC04063.JPG DSC04063.JPGНестеров и Дурылин.jpg
Рисунки М.В. Нестерова из книги «Отрок-мученик»


В комнате С.Н. Дурылина не стене висит копия картины М.В. Нестерова «Тяжелые думы» (1926). На ней в тяжелых думах изображен сам С.Н. Дурылин, с крестом и в рясе.


М. В. Нестеров. «Тяжелые думы» (1926)


Картина писалась уже после того, как советская власть запретила С.Н. Дурылину священническое служение. Портрет долгое время хранился в доме Дурылиных в чехле за диваном, откуда был передан в Церковно-археологический кабинет Троице-Сергиевой лавры, где находится и поныне.


«Уезжая из Болшева в последний раз, он говорил:
— Умирать пора, а вот с природой жалко расставаться. — Он оглянул широкий окоем луговины, реки, леса и тихо произнес: — Умирать буду — и все природу вспоминать. Не расставался бы с ней!» (С. Дурылин. Нестеров в жизни и творчестве)


В заключение рассказа о своей поездке по Нестеровским местам я бы хотел привести запись, оставленную художником в июне 1941 года в гостевой книге Дурылиных:
«Здесь, в Болшеве, я жил всегда прекрасно, жил так и теперь, в июне 1941 года, окруженный заботами и любовью дорогих мне людей: Сергея Николаевича и Ирины Дурылиных. Спасибо за всё, всё. За мою горячность, неуступчивость прошу простить меня.
Любящий Вас Михаил Нестеров»



В статье использованы мои собственные фотографии, фотографии журнала «Третьяковская галерея», а также пользователя vitale2


00
00000000
ЖЖ Видео


СМИ2
Ещё записи по тегу
С московским Велобайком какие-то нелады :(
Новый режим доставки за маленькие деньги
Просим молитв за упокой новопреставленного Георгия
промо pravoslavnoe august 26, 2016 11:05 Оставить комментарий
Разместить за 20 жетонов
Том 42 Православной энциклопедии. Август 2016.
Вышел 42-й том Православной энциклопедии. Продолжает букву «Л», и положен зачин буквы «М». Начинается статьей про Львовский собор 1946 года Украинской грекокатолической церкви. А последняя статья про блаженного Максима Московского. Сколько всего будет томов —…
Пока нет комментариев
Добавить комментарий
Интересное для вас
Приложения ЖЖ
Скачать
Приложение ЖЖ в Huawei AppGallery
Приложение ЖЖ в Rustore
Читайте нас:
LiveJournal
КОМПАНИЯ
О проекте
Новости
Помощь
Рекламодателям
ПРОДУКТЫ
Чеклисты
Лаборатория ЖЖ
Кнопка «Поделиться»
Программа для медиа
КОМЬЮНИТИ
Афиша ЖЖ
Фрэнк — талисман ЖЖ
Стильный мерч
Памяти Ильи Дронова
ВЫБРАТЬ ЯЗЫК
Русский


;
v.858


Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии в соответствии с Правилами
Помощь
;
ida_mikhaylova
Первый Новый Год


;
ida_mikhaylova
Первый Новый Год


Мы что-то пр



В статье использованы мои собственные фотографии, фотографии журнала «Третьяковская галерея», а также пользователя vitale2




Другие статьи в литературном дневнике: