Великий постриг
Картина написана в 1897- 1898 г.г.
Поволжье. Старообрядческий скит. ( если по дилогии Мельникова- Печерского «На горах»). Весна. Молодые тонкие березки, как юные девушки.
У Александра Шилова в его галерее на Знаменке есть портрет молодой послушницы. Видно, что художник ей сочувствует.
А у Нестерова – какие они? Радости на лице нет ни у одной. Первая одиноко несет большую свечу, как крест. Вторые – в середине с опущенной головой и совершенно потухшим взглядом – рано состарившаяся женщина, по левую руку – девочка, уже догадывающаяся о своей будущей участи. По правую – с отрешенным взглядом, вся ушедшая в себя, молодая монахиня, погруженная то ли в свои думы, то ли в молитву. Далее следует игуменья, она стара, ее ведут, поддерживая за руку. За ней - бесконечная вереница таких же мрачных фигур, одетых в черное. Такой могла быть похоронная процессия. Но ведь они не хоронят себя – они посвящают себя Богу. Они теперь – невесты Христа, а не простых земных мужиков. Особенно печальна первая девушка в процессии, она безвольно склонила голову, свеча в ее руках накренилась и эта деталь придает ей вид совершенной отрешенности. Смириться – это обрести хотя бы подобие мира в душе. А она - отрешена от мира. Тяжелое зрелище. Что ждет ее, и ждет надолго, до конца ее дней? Посты, молитвы, чтение только немногих дозволенных книг. Редкие встречи с миром, коли пригласят читать молитву над покойником в купеческом доме. И труд, труд в монастыре, который существует не только на пожертвования. Отшельничество может быть необходимым для человека с высокими духовными запросами, с философским складом ума. Такому семья с ее мирскими бытовыми заботами только мешает. Но в скит отдавали сирот, незаконных детей, туда уходили старые девы. Чтение строго разрешенной литературы приводило к простому начетничеству, что хорошо показано в образе матери Манефы. Не она ли сурово, истово склонила голову, подавая другим пример послушания, так, как на полотне Нестерова? А какая непреклонная строгость в высокой пожилой монахине, идущей во втором ряду! Как сказал Владимир Людвигович Дедлов, искусствовед и критик : «… если Васнецов отразил веру активную, то Нестеров - кроткую, пассивную». Это справедливо, но скорее про молодых монахинь.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.