Эль Мюрид -...

Дон Борзини: литературный дневник

Вчера Путин простодушно рассказал подробности разговора с командирами «несуществующего» ЧВК «Вагнер». Он сказал, что предложил командирам варианты трудоустройства, кто-то даже кивал его словам, но Пригожин заявил - «Нет, ребята не согласны с таким предложением»…


Путин, построив (а точнее, разрушив) Россию, переведя ее из развитой страны в какую-то средневековую помойку, оказался не в курсе, что сословное общество жестко стратифицировано. И хотя ему кажется, что его «вертикаль» - это некий аналог абсолютной монархии, где верховный правитель может принимать любые решения, на самом деле его полномочия очень сильно ограничены рядом достаточно важных принципов.


Один из таких принципов известен нам еще со школы: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Путин, похоже, в школе учился так же, как и в университете, а потому пропустил этот урок на каких-то очередных соревнованиях. История - не развлекательная книжка, это вполне серьезная наука. И раз уж ты уронил страну на несколько столетий назад, то должен понимать и последствия своих действий.


Командиры «Вагнера» - не его подчиненные. Его попытка через голову их сеньора решать с ними какие-то вопросы вызвала у Пригожина недоумение, а его командиры вряд ли примут решение «кинуть» его, хотя какие-то единичные случаи наверняка могут быть.


То же самое касается и всех других группировок, включая криминальные сообщества, ставшие нынешней элитой. Путин может карать и миловать их главарей, будучи верховным паханом в этой воровской иерархии, но сами банды подчиняются не ему, а именно главарям.


Патриотическая общественность, закатывающая глаза на сурового верховного лидера, сама не в курсе этой специфической особенности и всегда попадает в ступор, когда великий вождь в критических ситуациях проявляет медлительность и робость. Им кажется, что достаточно стукнуть кулаком по столу, уволить одного-двух, а еще парочку посадить - и всё будет тип-топ.


Нет, ребята, в той дикой клоаке, в которую режим превратил страну, это так не работает. Главный пахан не может напрямую управлять бандами - ему приходится договариваться с криминальными оябунами, которые ему, конечно, подчиняются, но при этом у них есть свои жесткие обязательства перед своими «трудовыми коллективами». Отсюда и критические проблемы управления страной - согласовать интересы разных преступных конгломератов крайне сложно, и чем дальше страна проваливается в архаику, тем это менее возможно.


Уничтожить «Вагнер» Путин может - просто задавить, натравив на него других боссов. Но подчинить и вынудить работать на себя - скорее всего, нет. Могу привести аналогию с «Игрой престолов» - кланы Севера никогда не подчинялись и не стали бы подчиняться королю Вестероса, так как они являются «знаменосцами» клана Старков. Предать хозяина Винтерфелла они могли, дело житейское. Но Север выполнял волю своего сюзерена, и никого иного - здесь Джордж Мартин максимально достоверно передал этику средневекового устройства управления.


Россия сегодня вернулась в дикое состояние, а потому на поверхность всплыли архетипичные модели социального устройства и государственного управления. И вернуться можно только одним образом - пройти путь обратно, к нормальной стране. И понятно, что с этой «элитой» такой путь невозможен даже теоретически, без ее полной замены об этом можно и не мечтать.



Другие статьи в литературном дневнике: