Эль Мюрид - Разное...

Дон Борзини: литературный дневник

Массированные налеты беспилотников по закону больших чисел приводят не только к разрушениям, но и к увеличивающимся жертвам. Все чаще идут сообщения о раненых и погибших мирных в результате налетов.


//////


Ну так-то уж облизывать руководство даже неприлично. Звание лучшего переговорщика в мире нужно обосновать какими-то результатами.


Пока что Россия потеряла всё, что было накоплено за несколько сот лет. Потерян европейский рынок, потеряно Закавказье, Средняя Азия из дружественной теперь ближе к холодно и отстраненно нейтральной, все союзы и объединения постсоветского пространства либо умерли, либо стагнируют.


Но переговорщик - лучший в мире, этого не отнять.


(Telegram.ЕЖ:


Политолог Алексей Ярошенко о предстоящей встрече Путина и Трампа:


Результаты встречи неочевидны для обеих сторон.


Никто не хочет создавать завышенных ожиданий от встречи.


В силу этого можно предположить, что для встречи проработана только рамка...)


//////


Транзитный коридор Трампа между Азербайджаном и Нахичеванью по территории Армении - пожалуй, идеальное решение проблемы эксклавного расположения этой территории Азербайджана. Экстерриториальный коридор под контролем третьего участника под его гарантии создает максимально сбалансированную ситуацию. Она компромиссная, а потому не устраивает никого, включая и соседние страны, но она - максимально сбалансирована, а значит - ее риски минимальны по сравнению с любой иной конфигурацией этого решения.


Именно так можно (и нужно) было решать проблему Калининградской области, ну, а теперь и Крыма. Принадлежность Крыма России в силу обстоятельств его присоединения выглядит с точки зрения международного права менее очевидной, но как раз договор о создании аналогичного коридора мог стать альтернативой нынешней СВО и главное - легитимизировал бы нахождение Крыма в составе России.


Но у России своя собственная внешняя политика, ключевой особенностью которой является полное игнорирование здравого смысла, поэтому все идет именно так как сейчас.


Аргументы «Нам мешали» и «Они не хотели идти нам навстречу» в данном случае бессодержательны, так как для создания содержания у вас есть целый МИД, а еще и министерство обороны. Плюс лучший в мире переговорщик. Но как-то у них не задалось, а потому СВО и гекатомбы жертв. И главное - чем бы она ни закончилась, результат все равно будет промежуточным и не зафиксированным. А значит - в будущем все равно всё придется решать заново.


Хорошая рациональная политика - это та, которая формирует пространство решений, большее, чем было раньше. Плохая политика - это та, которая сокращает это пространство. Отвратительная политика - это та, которая оставляет либо одно решение, либо вообще создает тупик. Завершение СВО в любом формате (если брать реалистичные сценарии) создает единственный выход - новый конфликт в будущем. Так что оценка здесь может быть только одна.


//////


Обсуждать перспективы переговоров на Аляске совершенно бессмысленно, так как окончательное решение сейчас принять крайне сложно. Конфликт является вполне устойчивым и самодостаточным, он отвечает интересам большого числа субъектов, а потому для тех, кто хотел бы его прекратить и прочно зафиксировать на какой-то точке, требуется вначале «взломать» устойчивость этого конфликта, разрушить его связность, а затем навязать условия его прекращения.


Устойчивость конфликта может быть разрушена тремя возможными путями - его выгоранием, тяжелым поражением одного из участников и созданием нового конфликта (либо иного кризиса) вне территории СВО.


Выгорание - дело долгое, требующее нескольких лет (а может, даже десятилетий). Тяжелое поражение одного из участников - это уже теплее, но его вероятность довольно невелика. Ну, и внешний по отношению к этому конфликту кризис - дело, в общем, не слишком простое. Кстати, под таким кризисом нужно понимать не только новую войну (скажем, на Балтике), им может стать внутренний кризис в России или на Украине, связанный с серьезными подвижками во внутренней политике - смерть одного из лидеров, тяжелая инфраструктурная или техногенная катастрофа, какой-то природный катаклизм или мощный бунт в тылу.


Без выполнения такого условия даже просто перемирие не выглядит чем-то реалистичным. И даже если о нем как-то договорятся, реализовать его будет весьма непросто, если вообще возможно - без разрушения устойчивости системы СВО нельзя создать параллельную ему ситуацию мирного разрешения конфликта.


Так что любые рассуждения о результатах встречи на Аляске - от оптимистичных до скептических - сейчас малосодержательны. Вот когда они пройдут - тогда и можно будет что-то оценить, а пока даже сами ее будущие участники понятия не имеют, что будет дальше.


(Telegram.ЕЖ:


Путин и Трамп вряд ли договорятся о прекращении огня на Украине в ходе встречи на Аляске, считают американские эксперты


Ожидается, что 15 августа президенты России и США проведут личную встречу на Аляске. Одной из главных тем на повестке дня будет украинский…)


//////


Иначе говоря: фиксируется формирование режима страха, причем страха как «вещь в себе»: люди начинают бояться не чего-то конкретного, а вообще. Он становится частью их психического состояния, иначе говоря - перманентный стресс как образ жизни.


Состояние общества, которое задавлено террором и боится всего - мечта любого оккупанта, а российская власть ведет себя в стране уже как полноценный оккупант, который рассматривает население захваченной страны как угрозу. Если ранее действовал условный общественный договор - мы не вмешиваемся в вашу частную жизнь, вы не мешаете нам разворовывать страну, то теперь договора нет вообще. Зачем договариваться, если можно запугать и приказать?


Стоит отметить, что китайское руководство, введя в стране режим антиковидного террора первым в мире и выйдя из него последним, приняло волевое решение о прекращении пандемии (и вирус немедленно взял под козырек - что такое он, а что такое директива ЦК КПК?) не в последнюю очередь потому, что в стране под воздействием массового непрекращающегося стресса к концу третьего года «пандемии» начали происходить качественные изменения в психике населения: начал угрожающе расти уровень суицидов, бытового насилия и спонтанных выбросов агрессии. Китайское руководство вполне резонно сочло, что управлять миллиардом тихих и буйных сумасшедших - удовольствие не очень, а потому сняло режим насилия.


В России перманентный стресс длится уже шестой год, и у российского руководства ни малейших сомнений на этот счет не имеется.


(Telegram.НЕЗЫГАРЬ:


Показатель тревожности в том виде, в котором его публикует Фонд общественного мнения (ФОМ), «лишен всяческого содержания».За последние 12 месяцев уровень тревожности колебался в диапазоне 36–47%. Сейчас он ниже, чем год назад, на 6–7 процентных пунктов...)


//////


Ода сильному государству как национальной идее слабо вяжется с историческими процессами в России. Как раз от «сильного» государства люди бежали на периферию, и по большей части территориальное расширение России было связано с тем, что люди бежали от государства, а оно их догоняло. При этом защита государства в отношении населения всегда была весьма условной - скорее, государство само сформировало свою собственную идею о том, что население - это крайне неблагоприятный природный фактор, который нужно постоянно контролировать и по возможности регулярно прореживать. Население в основном платило тем же, рассматривая государство как смертельную опасность. Вольные люди вроде казаков сопротивлялись дольше других и смогли как-то, но добиться от государственной власти определенной автономии.


В общем, почему написан этот «научный труд», сомнений не вызывает: сегодня государство нуждается в идеологических подпорках. Не имея за душой ни единой идеи, оно создает фантомы о своей значимости, причем главная мысль этих фантомов - в полной бесконтрольности власти и ее безответственности перед народом, так как это и есть «национальная идея».


(Telegram.ВЕДОМОСТИ:


Чиновник АП написал научную статью о внутренней политике в России в разные эпохи


Близкие к Кремлю эксперты и некоторые сотрудники администрации президента вошли в редакционный совет нового журнала «Государство», который является приложением к журналу…)


//////


Чем больше безопасности, тем меньше безопасности. Беспощадная борьба за информационную безопасность приводит к тому, к чему и должна привести - полному разрушению информационной системы и появлению в ней дыр на гектар площади каждая.


В реальности абсолютная безопасность недостижима. Во всем нужен разумный баланс между контролем и свободой. Когда один из компонентов насильно обнуляется, система приходит в неравновесное и неустойчивое состояние.


Российская власть, впрочем, о безопасности и не думает. Её идея-фикс - тотальный контроль. Что еще менее достижимо, так как тотальный контроль - это по сути кладбище. Вот там точно никакого шевеления. Все покойники в пронумерованных могилах, тишина и благолепие.


(Telegram.Forbes Russia:


В России растет вредоносный трафик


Объем вредоносного бот-трафика в России значительно вырос по итогам первой половины 2025 года — почти вдвое, и по этому показателю Россия вошла в топ-3 стран по всему миру, уступив лишь США и Турции.


Главными причинами…)


//////


Это ответ, почему в мегаполисах рождаемость принципиально не может соответствовать мудрому указанию руководства. Жители крупных городов физически заняты борьбой за зарабатывание денег, а потому у них просто нет времени. Причем чем депрессивнее район проживания мегаполиса, тем хуже обстоят дела с рождаемостью коренного населения. С мигрантами история принципиально иная - они являются носителями иной культурной страты, а потому для них любой мегаполис - это просто очень большая деревня. И они-то как раз проживают именно в депрессивных районах мегаполиса, давая ему солидные показатели рождаемости. И делают его еще более депрессивным для коренного населения.


Выход есть всегда. Мегаполисы должны быть территориями опережающего развития, а малые города и поселения должны быть комфортными для жизни людей, чтобы снизить «стягивание» их в мегаполисы. Тогда можно создавать условия, в которых малые города станут источниками более высоких показателей по рождаемости (хотя здесь возникает сразу целый комплекс задач: родить - это далеко не всё. Всё остальное тоже должно входить в понятие комфорта: и доступность работы, и медицина, и детские учреждения, и отдых, и достаток основной массы населения на достаточно высоком уровне)


Но это - даже не проект, это целая стратегия государства. А зачем это государству, когда можно просто приказать рожать.


(Telegram.Бегущий по рынку:


Москвичам дико не хватает времени и денег на секс. Особенно тайм-менеджмент подводит жителей Бирюлево, Новокосино и Тимирязевского.


Нехватка средств лишает секса жителей из Медведково, Митино и Сокола. В Мещанском районе, Измайлово и Куркино москвичи остаются…)


//////


Судя по всему, Ватсап будут закрывать в России по примеру ЮТуба - формально нет, по факту да. Пока власть все категорически отрицает, но будем откровенны - этих отрицаний ранее было так много, что никакого значения они не имеют. Одним враньем больше-одним меньше, какая разница.


//////


Новое решение Трампа, которое он анонсировал ранее - зачистка Вашингтона от бездомных и незаконных мигрантов. Откровенно говоря, ровно та же история, что и у наших депутатов в их беспощадной борьбе с безнадзорными животными и здравым смыслом. У животных в городе есть кормовой ресурс, поэтому если вы уберете одних, неизбежно появятся новые. Хотите бороться с безнадзором - сокращайте количество мусора в городе, причем кардинально.


У беспризорников и у незаконных мигрантов тоже есть свой собственный кормовой ресурс в городе Вашингтоне, а потому даже если Трамп их выбросит из города, они появятся снова. Причем очень быстро. Их кормовая поляна, конечно, побольше, чем у бездомных собак, но на то они и люди.


Но Трамп - это про эффект, а не про эффективность. Он просто медийная личность, для которой важно, чтобы о нем говорили каждый день. Нарцисс.


//////



Другие статьи в литературном дневнике: