часть 2

Сергей Демченко: литературный дневник

Я решил сделать перерыв в оленьей охоте и попытаться отъохотить койотов . Взяв внука, поехал на землю. По времени я рассчитывал прибыть так, чтобы попасть на их вечернюю охоту, т. е. перед закатом.

Именно в том участке леса, где они начанали свою охоту, у меня уставновлен стационарный тристанд — большой, с раскладывающимся сиденьем -креслом, способный вместить нас обоих, стоящий над лесной тропой, пробитой в густых зарослях. Тристанд стоит в этом месте не первый сезон, животные к нему привыкли и не обращают на конструкцию никакого внимания, проходя прямо под тристандом. Оставляя камеру на тропе, я видел , что ею пользуются, как олени , так и койоты, оставившие мне на память несколько снимков, поэтому то я и знаю их в лицо. А однажды по лету, даже молодой черный медведь прошествовал мимо, уткнувшись мордой в землю, видимо изучая следы местных обитателей.

Мы медленно шли по широкой луговине, окруженной со всех сторон лесными островами, соблюдая тишину. Впереди , из леса вышел олень и стал, внимательно изучая нас. Его до половины скрывали кустарники, шею же с головой, украшенной рожками с тремя отростками и верх спины были хорошо видны. Он стоял, как изваяние, замерев на месте без движения, т.к. при его появлении мы замерли тоже и он не мог нас распознать.

Стреляй, дедуль!Стреляй! - дернул меня за руку внук. - Он же вон стоит
Внук знает, что сезон уже открыт, раз я охочусь, но не знает еще тонкостей. В моих руках .22 магнум, который может положить оленя при хорошем попадании, но сезон открыт только для лучников , мы приехали сегодня попытаться отстрелять койотов . Поэтому лук мы не взяли , да и лишний шум до начала охоты по хищнику нам не нужен, а магнумовский патрон, не взирая на свой малый калибр, достаточно громкий и в конечном счете, мы же не браконьеры, а охотники.
Обо все этом я шепчу ему на ухо. Продолжая стоять на месте и наблюдать за оленем. Он вышел , как раз из того участка леса, где я делаю свою засидку. Три отростка , скорее всего тот, которого я видел, стрелял и промахнулся. Абсолютно не напуган, но нужно учесть, что ветер тянет в нашу сторону и он нас не может причуять и не может интендефицировать.


Пойдем потихоньку.- Я трогаю внука за спину, подталкивая к движению.

Олень еще стоит несколько мгновений, а потом , рассмотревшись наконец, резко срывается через луговину в дальний ее угол, высоко выпрыгивая и держа вертикально свой белый хвост, как флаг всеобщей опасности.
Это охота, будучи сейчас не с мелкашкой , а слуком в руках я бы его стрелял. Метров тридцать было до него — комфортный выстрел по горизонтали, но у нас сегодня охота другая, зверовая, с другими правилами и другим оружием. Для внучка еще любой выезд на охоту это ОХОТА! Пытаюсь объяснить моему еще не смышленому охотнику, что охота это не всегда поход за мясом, это сложный и длительный процесс, в том числе и контроля численности хищника на твоем участке, чем мы сейчас и занимаемся. А уж потом, когда уберем своих ''конкурентов '', тогда можно будет и оленя взять, но опять же по определенным правилам, по человечески, по охотничьи, а не случайного браконьерского.
Случайности бывают на оленьей охоте, когда совершенно неожиданно ты можешь столкнуться на таежной тропе с матерым рогачем , но в основном, оленья охота это ежедневный труд и постоянное ожидание зверя, ведущие в конце концов к успеху.
Хитрецы они , белохвостые.Так их устроила природа или в процессе эволюции они выработали для себя определенные правила поведения? В городской черте или парковых зонах, ты можешь видеть массу оленей, пасущихся круглосуточно. Пасущихся и здесь же устраивающихся на дневку, не бегущих стремглав от проходящих поблизости машин и появляющихся в их поле зрения людей. Здесь же , в лесу, встретить оленя днем — большая удача. Они постоянно находятся под покровом леса, бродя в густом кустарнике, кормясь и отдыхая там же, на маленьких лесных лужайках. С наступлением темноты, они выходят на поляны и сенокосы, скошенные фермерские поля, кормясь там ночами. Бродят много и широко. Но это только весной и летом. С первых дней открытия сезона они исчезают из привычных мест. Даже на моей поляне, я наблюдал их на камерах, передвигающихся круглосуточно. С началом сезона и моим появлением на тристанде, движение их резко сократилось, если не сказать — прекратилось вовсе. Олени в основном местовые, т. е. родившиеся и выросшие здесь же, именно их я и наблюдаю на камерах. Только в сегон гона оленей , который начинается в конце октября-ноябре , самцы начинают активно двигаться в поисках течных самок , на чем и основана охота , но это с дульнозарядным и нарезным оружием. Охота же с луком основана только на знании мест и времени перемещения животных к месту кормежки и обратно, к местам дневок. По времени, это , как правило , рассветное и закатное время, хотел написать часы , но вовремя спохватился, т. к. время это обычно 30 минут, отведенное легальное время до рассвета и после заката. А дальше всё, охота закончена!
Именно зная это время, олени появляются в сумерках, почти не различимые, как призраки, возникающие из воздуха. Ожидание обычно долгое, три -четыре часа, т. к. прийти и взобраться нужно далеко до означенного времени, чтобы случайно не подшуметь зверя. А появление оленя секундное. Вот он , стал перед тобой , выйдя на чистинку или прогал, а через секунду его уже нет, как и не было никогда. В это сумеречное время природа затаивается в ожидании ночи, все затихает, даже ветер и малейшее, неосторожное движение охотника или не продуманная одежда с экипировкой может за секунду свести на нет часы ожидания удачи. А как громко бухает сердце в этот момент! А как громко шуршит флисовая одежда при поднимании рук , шуршание которой ты не слышал да этого никогда. Но опять же, это при охоте с луком. С огнестрельным оружием , дающим возможность дальнего выстрела, история совершенно другая.


Устанавливаем манок на хищника вблизи лесной кромки и уходим на тристанд по дорожке. Тихо взбираемся. Как внуку понравилось это сооружение! Большое раскладное кресло на высокой металлической лестнице, поднявшей нас над землей метров на шесть. Хороший тристанд, ни звякнет, ни щелкнет...Раскладное сиденье с пластиковой подложкой легко вместило нас обоих. Манок от нас совсем рядом. Думаю, зверь будет выходить к нему по леской опушке или же по дорожке, если из глубины. Внук зашуршал рюкзаком, досьавая охотничий припас с чаем. Этот процесс ему нравится еще больше , чем охота. Сидя наверху и озирая плотные кустарниковые заросли с одиночно поднимающимися над ними белые стволы одиночных осин с курчавыми верхушками. Мне кажется, что только из-за этого рюкзака он и ездит сейчас со мною. Он сует мне в руки бутерброд, но я уже на охоте, поэтому отказываюсь и напоминию ему о соблюдении тишины.


Сейчас попробуем позвать койотов! - я настраиваю манок и через время слышим резкий крик зайца, разорвавший тишину. - Теперь , внучек, затаиваемся и ждем. Зверь хитрый, если и придет, то долго будет слушать, скрываясь под пологом кустарника, прежде , чем выйти на чистое. Поэтому сидим тихо! Понял?

Внук кивает головой , откидываясь на спинку сиденья и затихая.
Я , пристроив карабин на опору, сажусь рядом.


Еще крикнем пару раз и все, молчок, будем ждать прихода, долго ждать.. - Заяц, еще заверещав предсмертным криком, смолк. Где то в лесу отозвалась сорока. - Если сорока кричит, может зверь идти. - Шепчу я ему в самое ухо. Он кивает головой, понимая о чем идет речь.


Шуршат где то белки, теребя и роняя шишки, потом разругались. Задрались смертным боем, замотались по упавшим деревьям, вереща и роняя кору на землю.Шумно от них, тесно в лесу от этого шума. Их бой длится долго, пока одна из них не удрала, перемахнув тропинку в другую часть леса, таким образом решив территориальный спор.


Уже и долгенько сидим, а движений никаких. Приближаются сумерки. Прямо под нами проковылял, смешно кланяясь при каждом прыжке, заяц, выйдя на чистое по тропке. Сидим до темна, пока можно что то рассмотреть в прицел. Никто к нам не пришел, койоты видимо раскусили наши коварные планы. Но я их слышал на этом участке практически каждую мою охоту. Видимо переместились куда то.

Хорошо, что никого не подстрелили, дедуль! - вижу, что внук доволен проведенным временем.
Ну да, но мы же с тобой охотились все это время. Койоты сегодня в другом месте, территория у них большая, в другой раз повезет. Но , если они видели нас, когда мы заходили и ставили манок, то они могли и не выйти. Умные звери, они же здесь среди людей живут, научились остерегаться.


Собираем вещи и выходим уже в полной темноте. Следующая охота по оленю.



Другие статьи в литературном дневнике: