Великий понедельний

Анна Дудка: литературный дневник

История дня: Иосиф Прекрасный и проклятие смоковницы

Евангельский рассказ хранит в себе предание о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Как свидетельствует евангелист Матфей, Иисус «возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек».


Увидев это, ученики удивились, отчего засохло дерево. Иисус же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите».


После этого Иисус пришёл в Иерусалимский Храм, где рассказал притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях. Язык Библии – в первую очередь притчевый: посредством этого жанра дается аллегория праведных и неправедных поступков; значение же притчи обычно раскрывается либо сразу в тексте, либо исходя из контекста повествования.


Притча о двух сыновьях


«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?»
Говорят Ему: «Первый».
Иисус говорит им: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему».


Феофилакт Болгарский пишет, что в данной притче Иисус говорит о двух категориях людей:


- те, кто дали обещание слушать и исполнять волю Божью, а потом не выполнившили своё обещание - современные Иисусу иудеи;
- те, кто изначально были непокорны воле Божьей, а затем, раскаявшись, стали её исполнять – прелюбодеи, мытари и язычники, откликнувшиеся на проповедь Христа.


Притча о злых виноградарях


«Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»


Большинство толкователей придают следующие значения использованным в притче образам:


- хозяин дома — Бог;
- виноградник — еврейский народ, избранный Богом для сохранения веры; иудейская церковь, Иерусалим;
- ограда — Закон Божий, данный через Моисея;
- точило (резервуары для получения сока винограда) — жертвенник, на котором проливалась кровь;
- башня — Храм;
- виноградари — начальники и учители еврейского народа (первосвященники, книжники, фарисеи);
- отлучение хозяина — долготерпение Божие, время с тех пор, как Господь вывел евреев из Египта в Землю Обетованную;
- время плодов — наступило во времена пророков;
- слуги и рабы — пророки, обличавшие нечестивость иудеев, претерпевшие гонения и смерть от них;
- свои плоды — богопознание, духовное делание;
- сын, наследник — Христос;
- вывели вон из виноградника и убили — пророчество Христа о том, что Его казнят за пределами Иерусалима;
- пришествие хозяина — когда Бог придёт судить беззаконие, совершенное начальниками; конец света.


Образ Ветхого Завета: Иосиф Прекрасный


Как и большинство образов и сюжетов новозаветной истории христианства, события Страстного понедельника имеют глубокое символическое значение, взятое в Ветхом Завете. Богослужение Великого Понедельника пронизано воспоминаниями о ветхозаветном Иосифе Прекрасном, сыне библейского патриарха Иакова. В его страданиях от возненавидевших его братьев, его целомудренном воздержании и незаслуженном заключении в темницу Церковь видит прообраз страданий Христовых, а в торжестве Иосифа и его возвышении в Египте - прообраз воскресения Христова и Его победы над миром. Традиция видеть в истории Иосифа прообраз евангельских событий прослеживается вплоть до апостольских времён и может быть найдена в Деяниях апостольских (Деян. 7:9-16).



Другие статьи в литературном дневнике: